Информация, оборудование, промышленность

Обзор рынка строительных материалов

2008 год

Стройматериалы в России стремительно дорожают

Отличительная особенность российского рынка стройматериалов в этом году - неудержимый рост цен и вызванная этим общая нестабильность и дефицит некоторых видов строительных материалов. По итогам девяти месяцев 2009 года, основные строительные материалы подорожали в стране в среднем на 20-30%, а стоимость цемента увеличилась на все 60%. Эксперты бьют в набат. Наблюдающаяся в последние месяцы нестабильность на рынке строительных материалов уже превращается в серьезную проблему для российской строительной отрасли в целом.

Цены на строительные материалы не удержать

Как отмечают эксперты, цены на стройматериалы растут не только под влиянием растущего спроса, но и ряда объективных причин (удорожание энергоносителей, транспортных услуг, стоимости рабочей силы). Настораживает то, что масштабы роста цен на стройматериалы так значительно влияют на темпы роста себестоимости строительства, что она скоро реально будет "подпирать" первичный рынок жилья и заставит застройщиков повышать цены. Кроме того, под угрозой оказался Нацпроект по доступному жилью.  стройматериалы

Эксперты также подчеркивают, что рост стоимости цемента опасен не только сам по себе, но еще и потому, что он может вызвать "цепную реакцию", то есть потянуть за собой цены на все остальные стройматериалы, что в свою очередь отразится и на стоимости реализации жилищных программ. Ведь, по данным представительницы статистики, доля цемента в себестоимости строительства - около 3%. Однако если резкий рост цен затронет такие строительные материалы, как кирпич, утеплитель, фасадные системы, доля которых в себестоимости строительства доходит до 20-30%, то повышение цены квадратного метра действительно будет не избежать.

В целом российский рынок стройматериалов представлен большим числом секторов. Это лакокраски, сухие строительные смеси, оконные технологии, отделочные материалы, деревообработка, отопительные системы и т.д. Для сравнения: на конец 2005 года, по данным Росстата, в России насчитывалось 112640 отраслевых строительных организаций, а сейчас, по некоторым оценкам, в стране работает более 200000 компаний.

Спрос высок, но не во всех сегментах

При этом все эксперты отмечают резкое увеличение спроса на основные строительные материалы. Несколько иначе дела обстоят только в сегменте ПВХ-изделий. После холодной зимы в 2006г. спрос на окна из поливинилхлорида (ПВХ) подскочил на 40%. Однако, это был последний взлет рынка пластиковых окон, говорят эксперты. Российский рынок окон из ПВХ за первые 7 месяцев 2007г. вырос всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Напомним, среднегодовые темпы роста с 2000г. составляли 26%. Похоже, 2007г. стал точкой насыщения. Импортеры по причине сокращения спроса снизили объемы закупок за рубежом на 16%. Тем временем российские производители, под завязку загрузив свои склады, надеются хотя бы к концу года получить рост рынка в 10-12% (скромнее надежды на московском рынке: 5-7%).

Что же касается других видов стройматериалов, то самым популярным кровельным материалом сегодня, безусловно, является шифер (асбестоцементные листы). Он, по расчетам маркетингового агентства ABARUS Market Research, занимает большую часть рынка - около 44%. Согласно оценке аналитиков, второе место по популярности занимает кровельное железо (с долей рынка 17-20%). Большим спросом при отделке потолка и стен пользуются лакокрасочные материалы (ЛКМ). Так, по официальной информации, в 2006 году прирост предложения данной продукции по сравнению с предыдущим годом составил 11%. В категорию ЛКМ входит достаточно широкий ряд изделий. Это лаки, краски, грунтовки, эмали и шпатлевки. Среди них широко распространены и выделяются растущей популярностью краски. Спрос на них ежегодно увеличивается на 20-30%.

В продаже в России в основном преобладают импортные стройматериалы. Однако хорошие перспективы у российского рынка обоев: темпы потребления этого вида отделки растут на 10% ежегодно, так как этот материал привычен для российского потребителя, к тому же он дешевле штукатурных и окрасочных работ. Одним из самых быстрорастущих сегментов рынка отделочных материалов является выпуск керамической плитки. Но наряду с увеличением импортных поставок будет расти и отечественное производство, отмечают эксперты.

Предпочтение - открытым рынкам

В России львиная доля строительных материалов продается на открытых строительных рынках. Основная доля оборота по-прежнему находится на строительных рынках, в то время как суммарный оборот сетевых магазинов и супермаркетов товаров для дома составляет порядка 10%. Однако отмечается тенденция к увеличению объема розничного рынка, товаров для строительства и благоустройства дома и сада стремительно увеличивается. Его объем составляет около 8 мдрд долл. в год. Динамика роста оценивается на уровне 15-25% в год.

Быстрое развитие этого сегмента объясняется тем, что практически около 90% квартир продаются без внутренней отделки, что способствует росту спроса на строительные и отделочные материалы. Отечественный рынок привлекателен для инвестирования. Эксперты предполагают, что через два-три года в каждом городе-миллионнике будет построено по одному гипермаркету.