Информация, оборудование, промышленность

Устройство и особенности использования асфальто-бетонных заводов при строительстве дорог

Для дорожного хозяйства, помимо строительно-дорожных машин, важное значение имеют асфальтовые и бетонные заводы, которые являются основными предприятиями, поставляющими материалы для возведения и ремонта автомагистралей. Модернизация машин, бетоносмесительного оборудования и технологических линий за последние годы позволила перейти на новый уровень производства смесей для строительства и реконструкции слоев автодорожных покрытий. С увеличением технологических операций, значительно расширилась и номенклатура оборудования заводов. Помимо приготовления асфальтобетонных смесей, существует целый ряд вспомогательных операций обеспечивающих этот процесс. Приготовление смеси включает следующие этапы: предварительное дозирование минеральных веществ, нагрев и сушка материалов, сортировка, кратковременное хранение подогретого заполнителя, точное взвешивание составляющих, вяжущего и добавок, смешивание и выгрузка товарного асфальтобетона. Следующий технологический этап: прием, хранение и подача в бункера фракционированных каменных материалов. Как правило, сортировка по фракциям песка, дробление и распределение по крупности щебня осуществляется непосредственно на асфальтобетонном заводе. С учетом типа материала – битум, минеральный порошок или поверхностно-активные добавки технологии приема, хранения и подачи их в систему дозаторов имеют свои особенности. Важным завершающим технологическим этапом является складирование, кратковременное хранение и отгрузка готовой смеси. 
Для решения всех перечисленных задач современные асфальтовые и бетонные заводы оснащены следующим оборудованием: установки асфальтосмесительные; устройства для приема каменных и сыпучих инертных материалов, емкости для их хранения и устройства для их подачи в бункера установок; устройства для приема, хранения, нагрева и транспорта битума и ПАВ. Также в состав АБС входят: приемные устройства и резервуары для хранения мелкодисперсных материалов, системы пневмотранспорта для подачи в смеситель; бункеры-накопители для готовой смеси и загрузочные устройства, дробильное и сортировочное оборудование. С учетом типа асфальтобетонного завода и его производительности количество смесительных установок может варьироваться от 1 до 6. Например, стационарные АБЗ чаще всего оборудованы 4-6 установками (но не менее чем 2). На инвентарных или передвижных заводах, как правило, число смесительных установок не превышает двух. По конструктивным и техническим показателям установки для приготовления асфальтовых и бетонных смесей различаются по мобильности, компоновке, производительности и технологиям смешивания. Для ремонта отдельных участков дорог чаще всего используется небольшое количество строительных машин и установки малой производительности (от 50 до 100 т/ч). При сложной реконструкции дорожного полотна используют специальную дорожную технику, установки средней (от 50 до 100 т/ч) или большой производительности (от 150 до 350 т/ч). Для строительства больших дорожных магистралей с эстакадами используют сверхмощные АБЗ с производительностью свыше 400 т/ч. Для приготовления дорожных смесей (битумоминеральных и асфальтобетонных) отечественные предприятия выпускают смесители различной производительностью от 12 до 400 тонн в час.
Зарубежные дорожники в основном используют бетоносмесители производительностью сто пятьдесят - двести тонн в час. Установки непрерывного действия, имеющие максимальную производительность от 750 до 1000 тонн в час, производят асфальтобетонные дорожно-строительные смеси без подогрева материалов. Асфальтосмесительные установки могут размещаться возле железнодорожных путей (прирельсовые) или непосредственно в районе строительства (приобъектные). Сооружение прирельсовых АСУ имеет свое преимущество, которое заключается в том, что практически все основные исходные материалы (песок, минеральный порошок, битум, ПАВ, щебень и топливо) поступают по железной дороге, что значительно уменьшает себестоимость производства. Смесительные установки, сооруженные вблизи строящейся автодороги, позволяют сэкономить на расходах по транспортировке уже готовой смеси. На приобъектные смесительные узлы исходные материалы доставляют, как правило, с помощью автотранспорта. Поставка строительных материалов осуществляется с базисных прирельсовых складов или непосредственно с предприятий, которые их производят. К таким предприятиям относятся заводы производящие минеральный порошок и битум (нефтеперерабатывающие заводы), фабрики, перерабатывающие каменные материалы, песчаные карьеры.
 
Использованы материалы ресурса: "СДМиТ" - Cтроительные дорожные машины, техника и оборудование.