Информация, оборудование, промышленность

Высокая печать

Высокая печать получила свое название по причине размещения печатных элементов. Формы для высокой печати при близком рассмотрении имеют четко выраженный рельеф. Те участки, которые будут давать оттиск, располагаются выше участков, где печать проводиться не будет (пробельные элементы).

Исторически именно высокая печать долгое время оставалась доминирующей и вплоть до начала текущего тысячелетия использовалась повсеместно и довольно активно и мастерская высокой печати имелась почти в каждом населенном пункте. Изменились технологии получения форм для печати, изменились материалы, применяемые для получения оттисков, изменилась скорость работы оборудования, но и сегодня высокая печать занимает немалую долю производства полиграфической продукции (по некоторым данным до 40% от общего числа печатаемой продукции). В последние годы этот тип печати несколько утратил позиции, поскольку появились более простые, удобные и главное – дешевые способы получения полиграфии.

На печатные выступающие элементы наносится краска, которая при контакте с бумагой переносится в виде оттиска. Пробельные элементы при этом остаются неокрашенными. Использоваться может практически любая краска, что обеспечивает возможность получения качественных цветных изображений. Преимуществом можно считать низкую стоимость получения продукции и отсутствие в необходимости дополнительных материалов для печати. К недостаткам метода стоит отнести большой вес оборудования, а также сложность получения полноцветного изображения. К тому же для высокой печати используется не стандартный набор красок цветовой схемы CMYK, а пантоны – специальные готовые цветовые решения. Применение Pantone имеет как преимущества, так и недостатки. В частности их использование не позволяет полноценно передавать цвета, хотя обеспечивает возможность печати специальными красками, например «золото», перламутровыми или проводить выборочную лакировку изделий. Для полноценной работы требуется четкое взаимодействие с типографией и наличие схемы Pantone, которая применяет данная мастерская высокой печати.

Развитие высокой печати

Изначально получение печатных материалов сводилось к тиражированию книг, а для печати применялись плоские печатные формы. Еще не так давно, вплоть до 80-х годов ХХ века газеты и часть книг печатались с применение гранок – плоских печатных форм, на которых размещались буквы и гравюры. Такие формы позволяли получать огромное количество оттисков, а литерные элементы могли использоваться десятилетиями.

Необходимость использования картинок для тиражирования в книгах привело, в сущности, к появлению нового вида искусства – гравюры и литогравюры. Для производства использовались опасные для здоровья материалы, и в частности свинец, хотя в те времена об этом мало задумывались.

Сегодня получение картинки и текста в печати достигается использованием фотополимерной формы. При обработке ее пробельные элементы вымываются, а печатные получают определенную прочность. Изменились и технологии, используемые в производстве оборудования. Вместо плоских форм появились гибкие алюминиевые, которые не только более легкие, но и могут быть закреплены на барабане. Использование барабана позволило увеличить скорость печати, благодаря чему современная мастерская высокой печати может выпускать в день несколько тысяч экземпляров. Дальнейшее увеличение гибкости форм привело к появлению флексопечати или флексографии, при этом изображение сначала переносилось на специальный валик, а уже после – на бумагу. Решение оказалось настолько эффективным, что использовать его начали практически повсеместно, от высокой печати до офсета. Но все оборудование для высокой печати так и остается тяжелым и довольно громоздким. В особенности это заметно при сравнении с новыми цифровыми мини-типографиями, ризографами и прочим оборудованием для «офисной полиграфии».

Но высокая печать по-прежнему остается основным видом при печати:

  • этикеток;
  • бланков;
  • наклеек;
  • и прочих материалов, которые требуются ежедневно и повсеместно.

Это самый удобный одновременно дешевый вид печати для получения простой, но эффектной печатной продукции. Современный уровень технологий позволяет получать очень качественные изображения, а использование многоцветной высокой печати называют «сухим офсетом», хотя это не вполне соответствует действительности. Обозначение высокой офсетной печати будет более подходящим. Именно такой способ применялся и остается наиболее актуальным при печати на самоклеющихся материалах, поскольку высокая печать не требует дополнительной сушки, нагрева или увлажнения, которые могут изменить свойства клеевого состава.

Особенности высокой печати

Помимо использования Pantone палитры высокая печать имеет еще ряд особенностей, касающихся изготовления форм и макетов. Технологически существуют минимальные размеры линий, которые могут быть напечатаны. Обычно линии менее 0,15 мм в печати не используются, поскольку они попросту не могут быть напечатаны. При печати текста не рекомендуется использовать слишком мелкий шрифт. Для стандартного набора шрифтов использовать размер менее 4 пунктов нецелесообразно, а применение специальных шрифтов стоит соотносить с размерами стандартных. Применения дополнительных красок или лака необходимо обозначать специальными способами. Все это необходимо учитывать и согласовывать с типографией при разработке оригинал-макета.

По материалам центра оперативной полиграфии в Москве.