Информация, оборудование, промышленность

Саморегулирование в строительстве сохранится, но претерпит серьёзные изменения

Минстрой сохраняет курс на развитие саморегулирования, но проводит масштабные реформы в этой сфере отношений. Соответствующий законопроект предполагается вынести на рассмотрение Госдумы уже в ближайшие дни.

Таким образом, возврат к лицензированию, разговоры о котором периодически поднимаются в строительной отрасли, всё же не состоится. Возлагая большие надежды на новый этап реформ, Михаил Мень и Минстрой при поддержке НОСТРОЙ надеются всё же очистить рынок от недобросовестных СРО и устранить системные недостатки саморегулирования. Впрочем, далеко не все эксперты предлагаемые изменения поддерживают. Некоторые нововведения – например, регионализацию СРО, – они считают избыточными.

Что изменится в сфере саморегулирования?

По данным некоторых источников, ещё пару месяцев назад дальнейшее существование строительного саморегулирования было у чиновников под большим вопросом. Заслуги по сохранению этого института приписывают Андрею Молчанову, новому главе НОСТРОЙ. По имеющейся информации именно ему удалось убедить Михаила Меня и Дмитрия Козака оставить саморегулирование, но внести в него ряд существенных законодательных изменений.

Одна из наиболее существенных поправок к ГрК заключается в том, что вступать в СРО теперь придётся только генподрядчикам, которые заключают госконтракты на сумму свыше 3 млн рублей. На сегодняшний день этого всего около 25000 компаний по всей России – порядка 30% от общего количества. Для других участников рынка членство в саморегулируемой организации станет необязательным.

Ещё одно заметное нововведение – курс на регионализацию саморегулирования. Уже в ближайшем будущем строительные компании будут обязаны вступать в СРО своего региона. Причём при добровольном выходе из партнёрства они смогут вступить в любое другое лишь через 12 месяцев.

Отменяются и допуски СРО к работам: допуском станет сам факт членства в СРО. Впрочем, вышеописанных мер обеспечения добросовестности игроков на рынке государству показалось недостаточно, и в дополнение к существующему компфонду вводится фонд договорных обязательств. Взнос в него зависит от объёма работ и составит от 400 тыс. до 25 млн рублей. За счёт этой суммы активы, находящиеся на депозитах СРО, вырастут ещё на 250 млрд рублей – в дополнение к тем 80 млрд рублей, которыми предположительно уже распоряжаются партнёрства.

Впрочем, меняется и система размещения средств компфондов. Храниться они будут только на спецсчетах в доверенных банках (утверждённых Правительством), причём снять их оттуда можно будет только на основании судебного решения.

Что касается СРО, то они смогут продолжить работу только при прохождении аккредитации в НОСТРОЙ. Ожидается, что это поможет отсеять "коммерческие" саморегулируемые организации. По мнению экспертов, их в отрасли около 20%.

Как мы уже упомянули выше, в оценке изменений участники рынка разошлись. Так, например, активно критикуется представителями СРО и экспертами идея регионализации саморегулирования. По мнению Ильи Константинова, главы НП "ЦОС Сфера-А", эта концепция реализует феодальный принцип, при котором строители будут привязаны к местным СРО. Те, в свою очередь, будут избавлены от конкуренции, а значит – потеряют любые стимулы к развитию. В долгосрочной перспективе это может привести к перемещению бизнеса в мегаполисы. Регионы, в свою очередь, останутся без налоговых поступлений.