КомпанииКомпаний: 7435
АккаунтыАккаунтов: 12910
Регистрация       Забыли пароль?




info@oborudka.ru
oborud-ka
Главная » Справочники » Противопожарные нормы 1951 года » Общие противопожарные требованиями устройству и содержанию тех территории объектов I

Общие противопожарные требованиями устройству и содержанию тех территории объектов I

Общие противопожарные требованиями к устройству и содержанию тех территории объектов I

При размещении объектов в населенных пунктах, вне черты на­селенного пункта, на открытой местности и в лесу, в целях полно- ю устранения возможности быстрого распространения пожара на объекте и устранения угрозы перехода огня от соседних объектов пыбор места размещения участка военного городка производится с учетом противопожарных требований.

С этой целью участок выбирается вблизи шоссейных или грун­товых дорог, водных или железнодорожных путей и недалеко от водоисточников, обеспечивающих потребности в воде на противо­пожарные цели.

Во всех случаях размещения объектов, они должны рас­полагаться вдали от огне- и взрывоопасных производств или мест хранения взрывоопасного имущества, не на торфяных или заболо­ченных местах, при расположении в лесу — по возможности в ме­стах сосредоточия деревьев лиственных пород или в смешанном лесу.

Для устранения опасности перехода огня со стороны лесного массива на объект, при его расположении в лесу, по периметру участка объекта целесообразно устраивать 100-метровую противопо­жарную зону, тщательно очищенную от валежника, сучьев и сухо­стоя. В отдельных случаях расположения в хвойном лесу делают противопожарные просеки или организуют защитные полосы путем насаждения лиственных пород.

Территория склада вокруг ограды опахивается полосой шири­ной не менее 10 м.

Чтобы исключить свободный доступ посторонних лиц к ответ­ственным объектам склада и обеспечить большую пожарную без­опасность, участок каждого склада разбивается на две основные территории: 1) техническую; 2) административно-хозяйственную.

На технической территории размещаются хранилища, мастер­ские и другие здания, непосредственно связанные с процессами хра­нения и производства. В целях большей пожарной безопасности и лучшей охраны технической территории производственные здания, мастерские — следует размещать с надлежащим разрывом, на отдельном участке, отгороженном от участка хранилищ проволочной оградой. Такое размещение позволяет ограничить допуск людей на собственно складскую территорию и исключает ненужное хождение по складской территории личного состава мастерских, не имеющих отношения к хранению. Исключение представляют некоторые объекты, в которых отдельные мастерские размещают на технической территории.

При размещении зданий на участке целесообразно по возможности чередовать здания различной степени огнестойкости с учетом технологических особенностей, так как возведение зданий 1-й или 2-й степени огнестойкости между сгораемыми постройками обеспечит большую безопасность при пожаре и исключит распространение огня. Такую же роль будут выполнять и насаждения лиственных деревьев в разрывах между зданиями и по линии дорог.

Размещение служебных зданий, мастерских и хранилищ на территории объектов должно производиться в полном соответствии с генеральным планом объекта.

Под генеральным планом понимается такое размещение зданий на участке, которое обеспечивает правильную технологию, поточность производственных (складских) операций и безопасность в пожарном отношении.

Поэтому здания размещаются:

а) С соблюдением разрывов между ними. Разрывы определяются действующими противопожарными нормами и специальными указаниями по проектированию объектов, в зависимости от их назначения.

б) С учетом направления господствующих ветров. Здания должны располагаться так, чтобы наибольшая линия в плане здания и застройки участка не совпадала с направлением господствующих ветров.

С наветренной стороны должны располагаться менее опасные зоны и здания, а также здания, более огнестойкие.

Например, при наличии зданий с огнедействующими установками они должны располагаться относительно каких-либо открытых
видов хранения или зданий со сгораемыми кровлями с подветренной стороны, чтобы исключалась опасность переноса искр. Так же
располагаются, например, хранилища наиболее опасных легковоспламепяющихся жидкостей относительно складов с другими менее опасными жидкостями или хранилищ с горючими жидкостями.

в) С учетом рельефа местности. Размещение участков хранения в зависимости от рельефа местности имеет большое иначение. Например, размещение хранилищ для карбида кальция, угля, калия, натрия и т. п. в пониженной части территории склада всегда будет создавать угрозу попадания в хранилища дождевых и грунтовых вод, в особенности в затопляемых районах.

Размещение надземных хранилищ легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в наиболее повышенной части участка также будет представлять опасность для других участков при разрыве резервуаров во время пожара.

Такое расположение надземных хранилищ на одном из объектов во время Великой Отечественной войны способствовало развитию
большого пожара. Надземные хранилища были расположены на возвышенности и ограждены стенкой высотой 1,2 м. Бомбежкой с воздуха вражескими самолетами резервуары были подожжены и разрушены. Столб горевшей жидкости из резервуаров, падая с
большой высоты, сделал гидравлический «прыжок» и, перебросившись через стенку, устремился горящим потоком по территории и
зажег все строения в расстоянии от склада до 500 м.

Поэтому при выборе места размещения хранилищ следует всегда учитывать рельеф местности .

Территория склада должна иметь не менее двух въездов с обес­печенными к ним подъездами. Въезды по возможности нужно рас­полагать с противоположных сторон, чтобы в случае пожара в зда­ниях вблизи одних ворот можно было въехать в другие. Второй иъезд необходим как запасный на случай аварийных положений и т. п.; ворота запасного въезда должны быть удалены от зданий.

Для возможности беспрепятственного и быстрого подъезда к зданиям, в случае пожара в них, на территории необходимо устраи­вать подъезды к зданиям и дороги с твердым покрытием или грун­товые. Подъезды для пожарных автомашин обеспечиваются вдоль кпждого здания не менее чем с двух сторон. При наличии авто­транспорта ширина дорог делается с расчетом свободного проезда диух встречных автомашин.

Магистральные дороги целесообразно делать кольцевыми, свя- выная их перемычками для возможного объезда пожарными авто­ машинами в случае разрушения или завала дороги в аварийных случаях.

Контролю за содержанием дорог и проездов требуется уделять особое внимание, так как от их исправности зависит скорость при­бытия пожарных команд к месту пожара.

Дороги и подъезды к зданиям необходимо содержать всегда в исправном состоянии, а зимой систематически очищать от снега. Все изменения в состоянии дорог на объекте должны быть известны начальникам пожарных команд, командирам отделений и шоферам.

Для обеспечения развертывания сил и средств тушения прибы­вающих на пожар команд и возможности подъезда к каждому зда­нию ни в коем случае нельзя допускать загромождения дорог, проездов и подъездов к зданиям, а также площадок у зданий ка­кими бы то ни было материалами, укупоркой или транспортом.

При наличии железнодорожных путей устраиваются переезды, которые должны быть всегда свободными. Если железнодорожный путь пересекает подъезд к зданиям, устраивается второй переезд на расстоянии от первого переезда, равном длине прибывающих марш­рутов.

Чтобы обеспечить прокладку рукавных линий для подачи ство­лов во время нахождения на путях вагонов, под рельсами в важ­нейших направлениях должны быть предусмотрены специальные устройства, обеспечивающие быструю прокладку этих ли­ний.

В зависимости от местных условий могут быть применены сле­дующие устройства:

бетонные или копаные каналы между шпалами, перекрытые сверху металлическими плитами, или деревянные короба;

металлические трубы достаточного диаметра, чтобы можно было проложить по ним рукава;

при наличии двухколейных железнодорожных путей можно рекомендовать прокладку труб диаметром 65 мм с гайками на обоих концах для присоединения рукавов. Такие трубы могут быть проложены и в других случаях.

Эти устройства целесообразны также и потому, что в случае необходимости позволят использовать вагоны для эвакуации иму­щества, без перерыва в подаче воды на пожар.

Для тушения пожаров территория складов обеспечивается протпиопожарным водоснабжением, тоесть устраивается противопо­жарный водопровод или водоемы.

На некоторых объектах следует отдать предпочтение пожарным подземам, в особенности на тех, которые связаны с хранением взрывоопасного имущества.

Особое внимание должно быть обращено на использование для пожарных целей естественных водоисточников озер, рек, прудов и т. д., расположенных на территории объекта или вблизи него. Для этого к ним должны быть сделаны удобные подъезды, пирсы и обеспечены условия использования источников не только летом, но и зимой. При наличии немноговодных рек, арыков и т. п., подвергаю­щихся в летнее время обмелению, должны быть сделаны запруды пблизи наиболее опасных участков склада.

Противопожарные водопроводы могут устраиваться высокого и низкого давления.

В первом случае напор, необходимый для тушения пожара от гидрантов, создается не позднее 5 минут после подачи сигнала о по­жаре специальными стационарными насосами, установленными в насосных станциях.

Во втором случае напор создается специальными пожарными автомашинами, мотопомпами и т. п.

Расчетные напоры и расходы воды в противопожарных водопро­водах устанавливаются особыми техническими условиями и проти- попожарными нормами 1951 года. Укажем только требования, предъявляемые к водоемам.

Противопожарные нормы 1951 года устанавливают радиус об­служивания водоемов в 200 м при наличии автонасосов. Однако нормы не могут во всех случаях учитывать специфику объектов и степень опасности хранимого имущества. Поэтому и устанавливливается для наших объектов следующая емкость и радиус действия пожарных водоемов.


Текущая страница: Противопожарные нормы 1951 года » Общие противопожарные требованиями устройству и содержанию тех территории объектов I