Информация, оборудование, промышленность

Наука

Наука

Наука - это далеко не только деятельность конкретного человека или группы людей, но есть и некоторый надиндивидуальный, надличностный феномен. Ведь деятельность Галилея, Максвелла или Дарвина, чьи труды оказали влияние на науку, подчинялась ее требованиям и законам. Их деятельность детерминирована неким обезличенным целым, выглядывающим из-за спины каждого индивидуального своего представителя. Этим целым является совокупность научных традиций, в рамках которых работает ученый и чью силу осознают сами исследователи. Можно сказать, что наука как традиция и как деятельность это два аспекта, дополняющие друг друга, причем следует помнить их погруженность в социокультурный контекст. Необ­ходимо также принимать во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции, так как в процессе их развития происходит не только накопление нового знания, и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире, но и происходит изменение всех компонентов науки: изучаемых ею объектов, средств и методов исследования, особенностей научных коммуникаций, форм разделения и кооперации научного труда и т.д.

Содержание понятия «наука» будет неполным без его социокультурной составляющей, ибо проблема связи науки и культуры все больше выдвигается на первый план из-за односторонности и неудовлетворительности двух методологических подходов к анализу науки, которые обычно называют интерналистским и экстерналистским. Первый требует при изучении истории науки исходить исключительно из имманентных законов развития знания, второй предполагает, что изменения в науке определяются чисто внешними по отношению к знанию факторами. Рассмотрение науки в системе культуры, по справедливому мнению П.П. Гайденко, позволяет избежать одностороннего подхода и показать, каким образом осуществляется взаимодействие, «обмен веществ», между наукой и обществом и в то же время сохраняется специфика научного знания. Здесь немалую роль играет понятие «научная программа» (ее образцом является известное положение пифагорейцев  «все есть число»), которая не только задает определенную картину мира, но и служит одним из существующих «каналов» связи между наукой, культурой и обществом. Теперь выясним содержание другого основного понятия нашего курса лекций понятия «техника», кото­рое отнюдь не является простым. Необходимо иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что техника в XX столетии находится в фокусе изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В научной литературе технику относят к сфере материальной культуры: она обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX XX столетий отечественный исследователь П.К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса».