Миф и знание. Пространство и время в мифологической картине мира. Мифологическое воображение. Миф как «родовая память» человечества. Миф и эволюция социальной памяти. Миф и кризис архаического сознания. Значимость мифа как фундаментальной клеточки генезиса основных видов человеческой деятельности.
Автор: Игорь Ожиганов
Миф является той культурной матрицей, которая на заре истории человеческого общества послужила исходной основой для возникновения в дальнейшем всех основных видов человеческой деятельности, в том числе и научного знания. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе имеются различные подходы к вопросу о соотношении знания и мифа. Согласно А. Чанышеву, «знание... как таковое зарождается вне мифа, хотя и в тесной связи с ним». По-иному интерпретирует данный вопрос Е.Солопов, который считает, что «миф это знание, непосредственно связанное с переживанием, это знание-переживание». Совершенно другой подход у Б.Малиновского, указывающего на необходимость учета при рассмотрении первобытного знания того момента, что разумное поведение первобытных людей, их Действия согласно теоретическим принципам определены целью деятельности, являющейся ценностью их культуры. Эта ценность как предпосылка их существования «пронизывает» как навыки, так и теоретическое знание. «Научный подход, пишет он, воплощенныйво всей примитивной технологии, а также в организации первобытных экономических предприятий и социальной организации, эта опора на прошлый опыт, имеющая в виду будущее выполнение, есть интегральный фактор, который, надо полагать, действует с самого начала истории человечества, с тех самых пор, как вид начал свою карьеру в качестве гомо сапиенс». В первобытном обществе не существовало теоретическою знания, как считает Б.Малиновский. Его в принципе не могло быть, его аналогом являлась мифология.
Мифология имеет свой собственный язык, свои схемы и свою логику. В мифах не следует искать «истинных версий» или различные версии, часто противоречащие друг другу, могут существовать долгое время параллельно в одной группе. Мифические повествования изменяются, но на большом отрезке времени видна тенденция к систематизации. С течением времени происходит их стандартизация и унификация. Отдельные мифы, представляемые обычно в символической форме, начинают образовывать нечто вроде системы.
Мифология фиксирует отношения коллектива с внешним миром и регулирует поведение индивидов в коллективе, ибо миф представляет собой форму зрелой суггестии и одну из форм общения на переломе между миром животных и человеческим обществом. Миф как синкретическая форма осознания мира есть и рассказ, обычно повествовательный, выражающий и организующий верования архаического общества, и ритуал, переносящий события прошлого в настоящее (В.Н. Топоров). Миф затрагивает социальные чувства, действует на эмоции индивида. Миф специфическая форма упорядочения представлений о природе и обществе. Любая информация о явлениях природы, культуры, социальных сторон жизни коллектива фиксировалась как в вербальных, так и в ритуально-предметных формах воспроизведения мифа. «Миф скреплял и освящал любые формы человеческой деятельности, пишет А.Левин. Блаюдаря тому, что вся хозяйственная и социальная деятельность людей получала в мифе своевысшее объяснение и высшую санкцию, он служил как бы матрицей памяти, на которой закреплялись полезные для человека и человеческого общества знания». Все инновации должны были получить мифологическую интерпретацию, иначе они не могли использоваться в обществе.
Мифология является первоначальной формой социальной памяти. «В мифах запечатлен сложный донаучный опыт культурного развития человечества, отмечает А.Тэнасе, причем опыт не целиком религиозный: наряду с религиозными идеями, культурными обрядами и мистическим ритуалом в них кристаллизуется и позитивный познавательный и практический опыт, представляющий собой реальный прогресс сознания в расшифровке тайн мира». Мифология связана с возникновением человеческого рода. Окончательное превращение первобытного человеческого стада в чисто социальный коллектив - род происходит с установлением экзогамии. Именно с возникновением рода возникает и формируется сугубо человеческая, социальная память. В этих условиях субъектом социальной памяти выступал не индивидуальный член рода, а сам род. Вот почему сознание первобытного человека, первоначально выступавшего как стадное животное, иначе называется в литературе «бараньим», или «чисто стадным», сознанием; недифференцированное, оно не проводит четкого различия между человеком и природой. Такого рода сознание называется мифологическим.
Мифологическое сознание, будучи комплексным выражением синкретического первобытного сознания, выступало в качестве интегрального фактора в формировании картины мира на основе элементарных чувственно-эмпирических знаний о действительности. Источником возникновения мифологической картины мира прежде всего является низкий уровень развития производительных сил первобытного общества.