Информация, оборудование, промышленность

Миф и знание. Мифология

Миф и знание. Мифология

Миф и знание. Пространство и время в мифологической картине мира. Мифологическое воображение. Миф как «родовая память» человечества. Миф и эволюция социальной памяти. Миф и кризис архаического сознания. Значимость мифа как фундаментальной клеточки генезиса основных видов человеческой деятельности.

славянские мифы в рисунках

Автор: Игорь Ожиганов

Миф

Миф является той культурной матрицей, которая на заре истории человеческого общества послужила исходной основой для возникновения в дальнейшем всех основных видов человеческой деятельности, в том числе и научного зна­ния. Следует отметить, что в отечественной и зарубеж­ной литературе имеются различные подходы к вопросу о соотношении знания и мифа. Согласно А. Чанышеву, «знание... как таковое зарождается вне мифа, хотя и в тесной связи с ним». По-иному интерпретирует данный вопрос Е.Солопов, который считает, что «миф это знание, непосредственно связанное с переживанием, это знание-переживание». Совершенно другой подход у Б.Малиновского, указывающего на необходимость уче­та при рассмотрении первобытного знания того момен­та, что разумное поведение первобытных людей, их Действия согласно теоретическим принципам определе­ны целью деятельности, являющейся ценностью их культуры. Эта ценность как предпосылка их существо­вания «пронизывает» как навыки, так и теоретическое знание. «Научный подход, пишет он, воплощенныйво всей примитивной технологии, а также в организа­ции первобытных экономических предприятий и соци­альной организации, эта опора на прошлый опыт, имеющая в виду будущее выполнение, есть интеграль­ный фактор, который, надо полагать, действует с само­го начала истории человечества, с тех самых пор, как вид начал свою карьеру в качестве гомо сапиенс». В первобытном обществе не существовало теоретическою знания, как считает Б.Малиновский. Его в принципе не могло быть, его аналогом являлась мифология.

Мифология

Мифология имеет свой собственный язык, свои схе­мы и свою логику. В мифах не следует искать «истин­ных версий» или различные версии, часто про­тиворечащие друг другу, могут существовать долгое время параллельно в одной группе. Мифические повествования изменяются, но на большом отрезке времени видна тенденция к систематизации. С течением времени происходит их стандартизация и унификация. Отдель­ные мифы, представляемые обычно в символической форме, начинают образовывать нечто вроде системы.

Мифология фиксирует отношения коллектива с внешним миром и регулирует поведение индивидов в коллективе, ибо миф представляет собой форму зрелой суггестии и одну из форм общения на переломе между миром животных и человеческим обществом. Миф как синкретическая форма осознания мира есть и рассказ, обычно повествовательный, выражающий и организующий верования архаического общества, и ритуал, переносящий события прошлого в настоящее (В.Н. Топоров). Миф затрагивает социальные чувства, действует на эмоции индивида. Миф специфическая форма упорядочения представлений о природе и обще­стве. Любая информация о явлениях природы, культу­ры, социальных сторон жизни коллектива фиксирова­лась как в вербальных, так и в ритуально-предметных формах воспроизведения мифа. «Миф скреплял и освя­щал любые формы человеческой деятельности, пишет А.Левин. Блаюдаря тому, что вся хозяйственная и социальная деятельность людей получала в мифе своевысшее объяснение и высшую санкцию, он служил как бы матрицей памяти, на которой закреплялись полез­ные для человека и человеческого общества знания». Все инновации должны были получить мифологиче­скую интерпретацию, иначе они не могли использо­ваться в обществе.

Греческие боги

Мифология - социальная память

Мифология является первоначальной формой соци­альной памяти. «В мифах запечатлен сложный донаучный опыт культурного развития человечества, отме­чает А.Тэнасе, причем опыт не целиком религиозный: наряду с религиозными идеями, культурными обрядами и мистическим ритуалом в них кристаллизуется и пози­тивный познавательный и практический опыт, пред­ставляющий собой реальный прогресс сознания в рас­шифровке тайн мира». Мифология связана с возникно­вением человеческого рода. Окончательное превраще­ние первобытного человеческого стада в чисто соци­альный коллектив - род происходит с установлением экзогамии. Именно с возникновением рода возникает и формируется сугубо человеческая, социальная память. В этих условиях субъектом социальной памяти выступал не индивидуальный член рода, а сам род. Вот почему сознание первобытного человека, первоначально вы­ступавшего как стадное животное, иначе называется в литературе «бараньим», или «чисто стадным», сознани­ем; недифференцированное, оно не проводит четкого различия между человеком и природой. Такого рода сознание называется мифологическим.

Мифологическое сознание, будучи комплексным вы­ражением синкретического первобытного сознания, выступало в качестве интегрального фактора в форми­ровании картины мира на основе элементарных чувст­венно-эмпирических знаний о действительности. Ис­точником возникновения мифологической картины мира прежде всего является низкий уровень развития производительных сил первобытного общества.