Информация, оборудование, промышленность

Мифология и З.Фрейд

Мифология и З.Фрейд

Миф в силу своей синкретичности  это прежде всего сфера идеального, это сфера производства сознания. Миф представляет собой систему символов, нагружен­ную семантикой для стабилизации общества. Так, анг­лийский исследователь В.Тэрнер пишет, что мифологические «символы и отношения между ними и не только ряд познавательных классификаций для упорядочива­ния вселенной ндембу (африканское племя). Они, кроме того, и это, вероятно, не менее важно и ряд за­поминающих механизмов для пробуждения, направле­ния и обуздания могучих эмоций, таких, как ненависть, страх, любовь и горе. Они также целеустремленно снабжаются информацией, имеют «волевой» аспект. Короче, личность целиком, а не только «мысль» ндембу экзистенциально вовлечена в дела жизни и смерти...». Другими словами, миф - это средство отсечения «вредных» примесей, навыков и знаний, это средство гармонизации и контроля общественной системы.

При таком подходе становится прозрачным рацио­нальный элемент фрейдовской концепции мифа. Со­гласно Фрейду, миф символически воспроизводит ре­альные события, случившиеся в глубокой древности. Миф в качестве элемента «родовой памяти» человечест­ва позволяет индивиду в онтогенезе пережить филогенез человечества. Именно поэтому З.Фрейд строит психо­анализ на мифах об Эдипе, Прометее, первобытной орде и т.д. Фрейдовский человек есть иррациональное существо, находящееся во власти стихии бессознатель­ного. Главным в ортодоксальной фрейдовской системе мысли является изоморфное отношение между элемен­тами индивидуального бессознательного и компо­нентами родового бессознательного. Отсюда следует постулат, что судьба каждого человека есть повторение истории рода, т.е. фактически речь идет о воспроизве­дении психикой индивида родовой психики. «Именноэто родовое бессознательное с его неодолимыми влече­ниями, импульсами, воспоминаниями и табу и довлеет над сознанием и природой человека» (Г.Уэллс). Инди­вид, дескать, является вместилищем родового языка архаических символов, транслятором биологически унаследованного родового бессознательного будущим поколениям.

З.Фрейд разработал учение об универсальном сим­волическом языке бессознательного, исходя из сущест­вования двух типов родовых воспоминаний. Первый тип относится к раннему периоду отношений человече­ской орды и связан с орально-каннибалистской и анально-садистской сексуальными фазами. Такого рода воспоминания являются основой бессознательного «Оно» современного человека. Второй тип родовых воспоминаний слагается из первобытных племенных табу более позднего времени, накладываемых на влече­ния сексуального характера, что было обусловлено ин­тересами общества. Эти врожденные воспоминанпя-запреты, по Фрейду, основные элементы «Сверх-Я» -сознания современного человека.

Фрейдовский психоанализ воспроизводит картину битвы на арене человеческой психики между бессозна­тельными родовыми влечениями-воспоминаниями и бессознательными родовыми табу-воспоминаниями, причем ни одна из сторон не может одержать победу. У Фрейда концепция мифа основывается на социальной памяти, которая по своей форме внешне совпадает с биологическими закономерностями. Как подметил И.Бычко, на ранних этапах человеческой истории «социальные закономерности еще очень долго по внеш­ней форме своего проявления напоминают низшие (биологические, в частности) закономерности...».