Информация, оборудование, промышленность

Добывание огня

Добывание огня

Изобретение способа добывания огня было одним из важных шагов па пути культурного развития человечества, о чем свидетельствуют многие сцены, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности (достаточно вспомнить миф о Прометее). Способы добывания огня воспроизводятся в священных хороводах, круговых танцах, которые составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание наших предков не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. «Древнейшими памятниками языка, говорится в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, прославляются его светлый блеск, его красное пламя; древнейшие названия огня также, указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому,  прежде всего внимание человека»

Огонь сыграл значительную роль в становлении человека и общества, явился необходимой предпосылкой возникновения разума у человека и творческой интуиции. В своей весьма оригинальной небольшой монографии «Психоанализ огня» французский философ Г. Башляр показал психологию восприятия огня и его значимость в культурном развитии человечества. Во-первых, он исходит из понимания природы как категории социального познания и поэтому подчеркивает, что «огонь изначально подлежит всеобщему запрету», что «социальный запрет - это наше первое всеобщее знание огня» (именно отсюда рождается комплекс Прометея); во-вторых, огонь показал человеку изменчивость мира явлений (феноменов) и положил тем самым начало развитию разума человека; в-третьих, огонь лежит в основе всех классификационных метафор продуктов и синестезического фундамента основополагающих интуиции в философии, что позволяет бессознательно нащупать переходную форму от неживой природы к живой.