Информация, оборудование, промышленность

Аграрная революция, земледелие

Аграрная революция, земледелие

Именно «аграрная революция» привела к изменению человека - на земледельческой основе выросли цивилизации и города, т.е. именно переход к земледелию (и скотоводству) заложил подлинное начало истории человеческого общества. Земледелие не было, конечно, чем-то придуманным сразу; оно явилось результатом множества отдельных достижении в этой области. «Развитие земледелия и сопровождавшее его развитие техники, пишет С.Лилли в своей книге «Люди, машины и история», представляют собой первую в человеческой истории великую техническую революцию». Действительно, чтобы развивать земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда: деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна.

Первым свидетельством систематического сбора пищевых растений в больших объемах, что может означать начало их возделывания, принято считать микролиты. Самые древние из них найдены в верхнем, третьем слое стоянки Сюрень (близ г. Бахчисарай). Г.Н. Матюшин замечает, что «...карта распространения геометрических микролитов точно совпадает с распространением сельского хозяйства» (Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М.. 1996. с. 147). Идея микролита понятна всем, кто пользовался безопасной бритвой: когда лезвие затупилось, его можно сменить. Микролиты (от греч. μικρος - маленький и λιτος - камень) - мелкие, правильной геометрической формы и стандартных размеров, изделия из кремня, обсидиана и других твердых пород камня, дающих острый режущий край, служившие вставками в деревянные, костяные и т.п. инструменты, в частности жатвенные. Микролиты закреплялись в орудиях в специальных пазах на природном асфальте, битуме, озокерите, горном воске и пр. Благодаря стандартной форме и размерам утерянный либо затупившийся микролит легко заменялся, что позволяло в период жатвы эффективно использовать все имеющиеся серпы.

Но земледелие как основа жизни не могло бы полностью заменить в этом отношении охоту и сбор пищи, если бы не было целого ряда вспомогательных нововведений.

Не следует, как это делалось совсем недавно, ставить знак равенства между понятиями «производящее хозяйство» и «прогресс», «присваивающее хозяйство» и «отсталость». Так. Дж. Данамонд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе считает земледелие «худшей ошибкой в истории человечества» Цит. по: Росс Филип Е. Красноречивые останки // В мире науки. 1992. №7. с. 81). Земледелие - вынужденная пищевая стратегия, к которой прибегали, чтобы дополнить рацион более здоровой пищей, чего охота уже не обеспечивала, возможно, из-за истощения подходящих стад в окрестностях. Экологические же последствия освоения земледелия в полной мере начинают сказываться только сейчас, когда выбраться из этою капкана уже практически, невозможно, и они таковы, что впору кричать «караул». «Мы не можем ждать милостей от природы... после того, что с ней сделали», - так перефразирован сегодня известный лозунг Мичурина. То, что у земли нельзя силой вырывать ее дары, и она должна сама отдавать человеку потребные ему плоды, понимали еще в древности. Иосиф бен Маттафия именно в нарушении этой заповеди видит тот непростимый грех изобретателя землепашества и плуга Каина, из-за которого его жертва не была принята Богом. Позволим себе длинную цитату: «Каин... <...> имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первым изобрел землепашество, а затем убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил на алтарь произведения своего земледелия и плоды деревьев. Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вырвано из земли по расчету корыстолюбивого человека» (Флавий И. Иудейские древности. Минск, 1994. Т. 1. с. 18.). Идеи Каина, однако, были повсеместно и во все времена необычайно популярны.