Информация, оборудование, промышленность

Письменность, развитие науки

Письменность, развитие науки

В конце неолита, в период подъема материальной и духовной культуры, возникает письмо. Центром его распространения стали высокоразвитые шумерские города-государства, всю общественную жизнь которых контролировали жрецы. Они использовали знаки выпуклые изображения предметов, вдавленные в глиняные таблички. Появление этих значков обусловило возникновение в недалеком будущем письма, знаки которого были уже изображениями не конкретного предмета, а определенного понятия. В наиболее древних памятниках письменности мы находим лишь чисто хозяйственные записи, например перечень продовольствия и изделий труда, переданных храму. Со временем знаки становились все более абстрактными, они фиксировали уже и знания человека о природе, позволили осуществлять обучение будущих жрецов и чиновников.

Различные виды знания, приобретаемые первобытным человеком, об орудиях труда, огне, животных и растениях, сохранялись в форме ритуалов и мифов.

«Чтобы понять генезис науки, пишет Дж. Бернал, недостаточно описать ее развитие, не выходя за рамки опыта человека тех времен. Необходимо также изучить этот опыт в свете современной науки». Так, изготовляя и используя орудия, человек тем самым преобразовывал природу в соответствии со своим желанием. Это явилось истоком рациональной механики и овладения законами движения материи в пространстве, выраженным в умении обращаться с рычагом, луком, бумерангом и боласом.

Начало рациональной области, как известно, заложено в структуре физического мира и сенсорно-моторного механизма, который развивался у животных в течение миллиардов лет таким образом, что на каждой ступени они могли все лучше его использовать. Вначале она зарождается непосредственно из зрительно-двигательных элементов самого человеческого тела: унаследованных координированных действий глаза-руки, которые дали человеку такое преимущество над другими млекопитающими, в особенности, когда он стал общественным животным. Исходя из этого, Дж. Бернал делает вывод о том, что «возможность рационального мышления человека возникает при его отношениях с окружающим его физическим миром». Пользуясь рычагом, человек видел, что происходит с одним его концом, если передвинуть другой. Именно на основе координации глаза и руки впервые возникла рациональная наука механика. И именно в этой области, и вначале только в этой области, стало возможным увидеть и интуитивно почувствовать, как что-то действует. Это чувство было значительно укреплено знаниями, полученными из изучения первоначальной техники. Корни статики и динамики должны быть найдены в обработке, изготовлении и использовании орудий. «Таким образом, еще задолго до того, как могла существовать какая-либо наука, человек уже имел внутреннюю и жизненно необходимую математическую логику в физическом обращении с определенными и абстрактными объектами. По мере развития науки именно физический аспект всегда оставался ведущим, с точки зрения рациональности, над другими аспектами науки» (Дж. Бернал).