КомпанииКомпаний: 7758
АккаунтыАккаунтов: 13975
Регистрация       Забыли пароль?




info@oborudka.ru
oborud-ka
Главная » Справочники » Теория рассуждения, логики и аргументации » Неизбежность «смутного мышления» на ранних этапах познания

Неизбежность «смутного мышления» на ранних этапах познания

Неизбежность «смутного мышления» на ранних этапах познания

Не подлежит сомнению, что познание любого нового объекта на­чинается с минимума достоверных опытных знаний о нём.

Из этого очевидного факта можно сделать ряд далеко идущих выво­дов, если отправляться от понимания опытного характера формаль­ной логики, т. е. логики дедуктивного мышления, которая может быть уложена в ряд строгих правил. Но мы начнём с выводов очевидных.

Прежде всего, скудность опытных знаний о новом объекте исключает наличие строгих и чётко определённых понятий о нём. Такие понятия ещё предстоит выработать, а для этого требуется в первую очередь накапливать количество опытных знаний и умножать их разнообразие. Это жизненно необходимо даже в случае познания сравнительно простых объектов. Если же объект имеет сложную многоуровневую структуру, то вопросом жизненной важности становится также вопрос о сложности от­ражающих его понятий, об их разнообразии.

Недостаточное разнообразие адекватных понятий в таких случаях порождает противоречия и парадоксы, причём невозможно понять, какие из них мнимые, а какие соответствуют реальной дихотомиче­ской двузначности свойств изучаемого объекта. В реальном позна­нии всё это порождает причудливые переплетения истинных знаний об объекте с заблуждениями, подлинных проблем его познания с проблемами надуманными - так называемое «смутное мышле­ние». На начальных стадиях познания новых объектов оно законо­мерно господствует. Здесь самая суть познания заключается в его постепенном и трудном самопреодолении. В этой связи уместно отметить, что в таких ситуациях опытные, фактические знания об объекте уподобляются для человеческого мышления спасительной верёвке для тонущего в трясине.

Вместе с тем, дело нельзя представлять так, что в начале позна­ния нового объекта человеческое мышление полностью подобно тонущему в трясине и не имеет никакой опоры внутри себя. Обога­щение фонда опытных знаний о новом объекте вытягивает его из «смутного мышления» по поводу данногообъекта. Оно обогащает человеческие знания новыми понятиями, отражающими ел? качест­венную специфику. Но наряду с этим, как всегда, человек опирает­ся на определённые старые знания, используя в своём мышлении соответствующие понятия. Однако, если объект познания действи­тельно совершенно новый, этого разнообразия ранее сформиро­вавшихся понятий о мире человеку недостаточно. Лишь в их труд­ном и противоречивом взаимодействии с опытными знаниями о но­вом объекте в конце концов формируется должное разнообразие новых понятий о нём.

В таких условиях человеческое мышление, конечно, не может обойтись и без логико-дедуктивных рассуждений и выводов. Но хотя в реальном познании индукция и дедукция постоянно и тесно взаи­модействуют между собой, однако на начальных этапах позна­ния интегральным итогом этого взаимодействия является ярко выраженное доминирование индукции. Образно говоря, логическая дедукция при этом ещё не может пойти в генеральное Фронтальное наступление на вновь познаваемый объект и должна пользоваться тактикой «коротких перебежек» или, в лучших случа­ях, «партизанских рейдов» в его непознанные тылы. Безоглядно по­лагаться в таких ситуациях на мифический автоматизм формальной логики - значит превращать дедукцию в рассадник «смутного мышления», а не одно из средств его самопреодоления. Тем более, что даже в наиболее благоприятных условиях зрелых фаз познания логико-дедуктивные рассуждения не ведут к новым истинам автоматически, а требуют постоянного контроля и периодических коррекций сытными знаниями.

Эти очевидные выводы из очевидных посылок легко обобщаются на весьма сложные ситуации, характерные для взаимодействия фи­лософии и науки. И эти обобщения позволяют получить весьма не­традиционные выводы о предмете философии, а также об особенно­стях и реальных возможностях философских методов познания.

Воспользуемся этой возможностью,, ибо здесь базовый учебный курс «Логика и теория аргументации» реально работает на концептуально-методическую «сшивку» с учебным курсом философии. В последнем при этом можно окончательно отстроиться от пережитков и рецидивов позитивистского отождествления философии с наукой. Оно было характерно для классического марксизма, приняло поис­тине безумные формы в марксизме советизированном и в силу] инерции соответствующих традиций даёт о себе знать в современ­ных отечественных учебных курсах философии.

Текущая страница: Теория рассуждения, логики и аргументации » Неизбежность «смутного мышления» на ранних этапах познания