Информация, оборудование, промышленность

Черты восточного миросозерцания

Черты восточного миросозерцания

Речь идет о четырех центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Египте и Междуречье (шумеры, Вавилон). Сознание людей на заре истории отличалось меньшей четкостью и в то же время известной универсальностью и простотой. В определенном смысле легче говорить о картине мира для древних времен, чем о современной. Мир представлялся совокупностью стихий: земли, воды, воздуха и огня или подобных им веществ.

Реконструкция древнего мышления важна нам из-за его отпечатывания в психике (или структурах мозга), так “построены” архетипы. Бытовавшее мышление не исчезает полностью (“рукописи не горят”, писал М. Булгаков). В ритуалах доисторических и древних людей встречались предметы культа. Поклонение этим предметам (фетишам) отличает человека от животных и свидетельствует о зачатках абстрактного мышления. За каждой силой природы постепенно появлялся бог. Так возник политеизм (язычество). В Египте - это Аммон Ра, которого сменил Осирис; в Древней Греции - Зевс, в Индии - Вишну и Кришна. Наблюдение согласованности явлений природы привело к переходу от политеизма к монотеизму.

Такой переход можно, например, проследить в получившем за последние годы распространение в России кришнаизме, монотеистической религии, выросшей на основе древнеиндийского политеистического эпоса “Веды”. Кришнаизм рассматривается сегодня на Западе как часть индуизма и имеет довольно стройную картину происхождения мира, связанную с циклами созидания и уничтожения вселенной. Древние индийцы верили в существование всеобщего порядка вещей, который они называли Рта (Рита).

В древнем Китае этот всеобщий порядок ассоциировался с понятием Дао (даосизм), а в древней Греции аналогичную роль играл Логос, хотя толкования этих понятий в соответствующих культурах имеют и существенные отличия.

Дзэн-буддизм. Китайцы впервые познакомились с философией буддизма, пришедшего из Индии, в 1 в. н.э. “Чань” (по-японски “дзэн”) - это медитация. В 1200 году эта система пришла в Японию. Цель, как и в буддизме, - достичь просветления (сатори). Дзэн не располагает специальной философией, считает, что слова не могут выразить высшую истину. Передается от учителя к ученику. Японское мышление скорее интуитивно и немногословно в передаче.

Самая главная черта восточного мировозззрения - осознание единства и взаимосвязанности всех вещей и явлений. Восточные традиции говорят о высшей, неделимой реальности, воплощением которой служат все вещи. В индуизме она называется Брахман, в буддизме - Дхарма, в даосизме-Дао. Поскольку она находится вне всяких категорий, буддисты называют ее Татхата (“таковость”).

В реальной жизни мы часто не осознаем этого единства или забываем о нем, разделяя мир на самостоятельные предметы и события, а потом еще и удивляемся, что между ними возникают противоречия. Уверенность в реальности наших абстрактных понятий самостоятельных вещей и событий - не более, чем иллюзия, майя, порожденная авидьей - незнанием. Восточные мистические традиции “исправляют” сознание с помощью медитации, которая делает его уравновешенным и спокойным.

Самадхи (медитация, душевное равновесие, просветление) позволяет воспринимать и принципиальное единство вселенной. Один из выдающихся представителей дзэн-буддизма Д.Т. Судзуки писал: “Фундаментальное положение буддизма - необходимость выйти за пределы мира противоположностей, мира, построенного интеллектуальными разграничениями и эмоциональными омрачениями, и осознать духовный мир неразличения, который предлагает достижение абсолютной точки зрения”.