Информация, оборудование, промышленность

Одежда и обувь

Одежда и обувь

Характер и покрой одежды и обуви сложились под влиянием местного климата. Главными исходными материалами для изготовления одежды и обуви были мех и кожа диких и домашних животных, овечья шерсть, конопля и лен.

Из овечьей шерсти домашним способом валяли грубое сукно и войлок, изготовляли нити, а из овчины делали кожухи. Шкуры лосей, оленей, овец, коз дубили и изготавливали из них прочный материал для обуви. Из липового лыка плели лапти. Следует подчеркнуть, что носили их чаще всего не из-за бедности, а потому, что в них было удобно ходить по мокрым местам, особенно во время сенокоса. Древним видом обуви были «пасталы» и «хадаю», изготавливаемые из одного лоскута сырой кожи, края которого загибали у носка и пятки кверху, а затем сшивали стачным швом. Сверху обувь стягивали ременной оборкой.

Как правило, и мужчины, и женщины, и челядь, и паны носили «боты» (сапоги), которые были выворотными и сшивались дратвой на прямую колодку, одинаковую для обеих ног. Кто был победнее, носил яловичные и козловые боты, кто побогаче — сафьяновые. «Халявы» (голенища) были длинными у сапог шляхты, отсюда и пошла поговорка «Вщаць пана па халяве». Для подошв употребляли кожу самую толстую и хорошо продубленную.

И по верхней одежде различали представителей различных социальных групп. Крестьяне и бедные горожане носили нагольные овчинные кожухи, а те, кто был зажиточнее, шили себе кожухи, крытые сукном, и часто из меха подороже.

Для удобства при работе крестьяне шили себе верхнюю одежду покороче (в виде пиджаков). Зажиточные люди носили длинные шубы прямого покроя (для мужчин) или приталенные шубки покороче (женщины), нередко из дорогих мехов: куниц, горностаев, соболей. Крестьяне сами изготавливали из грубого сукна «зшуны», или «сярмяп». Зипун одевали, когда шли на тяжелую работу, но был он неудобен, поскольку стеснял движения и плохо согревал тело.

Дополнял верхнюю одежду пояс. У крестьян и горожан он чаще всего был из кожи, у шляхты — шелковый или литой. Крестьяне и горожане подвешивали к поясам гребни, кошельки, ножи, оружие и украшали их металлическими бляшками.

Верхним летним платьем служили кафтаны из полотна, у зажиточных людей — из сукна, а у шляхты — довольно часто из шелка и других привозных тканей, из лосиных шкур. Женщины носили «сукш», «саяны», «ан дараю».

Исподнее белье у женщин составляла длинная, ниже колен, «кашуля» (рубаха) из холста, у мужчин —холщовые «кашуля» и штаны. Богатые носили белье из тонкой ткани. В одном из актов минского городского суда за XVI в. описываются «сарочмтонюя», или «пачэсныя», в отличие от «сарочак зрэбньах», т. е. из грубого полотна.

Обязательной принадлежностью жителя был головной убор. Летом мужчины носили шапки и колпаки, замужние и вдовые женщины — тоже шапки, а крестьянки также и "хустк" (платки). Девушки носили венки — головные уборы, которые не прикрывали макушки. Зимние меховые шапки имели разнообразную форму. Чтобы прикрыть от холода лоб и уши, крестьяне носили шапки треухи.

И обувь, и одежда, и головные уборы в различных частях  имели свои гигиенические особенности, о чем свидетельствуют записки путешественников и местных писателей XVIII—XIX вв