Информация, оборудование, промышленность

Эпидемии III

Эпидемии III

И в сельской местности проводились меры по изоляции больных и самоизоляции. В начале 1605 г. слоним ский судебный исполнитель О. Павлович объезжал пораженные эпидемией села «и тем же дей бывши под тыми селами здалека пытал Сих жителей, от кого бы то заповетрсне мели». В июне 1661 г. судебный исполнитель брестского городского суда инспектировал деревни Челесницы, Войшин, Юры, Ючинки и Кленовцы и «всегда, оставаясь вдали», спрашивал их жителей, «здорово ли у них». Если в деревне «поветрие злое и непрекращающееся господствовало, и мало в которой деревне люди остались, поумирали все, оттуда кричали, чтобы не ехал к ним».

Люди покидали зараженные города и села. При передаче в аренду деревни Козловичи шляхтичу П. Уяздов скому в 1640 г. брестский уряд обещал не предъявлять к нему претензий, «если крестьяне вымрут от морового поветрия или, спасаясь от мора и военных действий, разбредутся».

Тех, кто уходил из зараженных мест, не пускали в другие. В сентябре 1662 г. судебные исполнители брестского суда в районе селения Чернавчицы видели «по болотам... буды сделанные, и в них людей заповетрен ных, не допускаемых ни в город, ни в местечки, ибо было запрещено их пускать куда-нибудь».

Среди рациональных мер против эпидемий можно назвать простейшую дезинфекцию. В фонде Радзивиллов Государственного архива Минской области нам удалось обнаружить рукописные «Медицинские предписания против морового поветрия», датированные 1640 г. Автор предписаний рекомендовал во время эпидемии «для уничтожения заразы» утром и вечером окуривать закрытое помещение можжевельником или полынью. Человека, прибывшего из зараженной местности, также предлагалось окуривать.

Если в доме ктото умирал от заразной болезни, в бочку с горячей водой бросали раскаленные кирпичи или куски железа. Выделялся обильный пар. После этого надо было также окуривать комнаты. Вещи покойника надлежало проветривать или вымораживать, затем стирать в воде со щелоком или окуривать. Хоронить умершего надо было не позже чем через два часа после смерти, причем «без проведения религиозных церемоний, чтобы народ не скапливался поблизости зараженного тела».

Размеры эпидемий паразитарных тифов уменьшала дезинсекция в банях. Немецкий офицер К фон Ведель, живший в 1813 г. в Витебске, описывал, как в паровых банях развешивали для пропаривания одежду, чтобы уничтожить вшей (Ведель, 1916).

Общественная ранение заразных болезней, горожа и личная не заботились о чистоте улиц. Еще гигиена Со времен Полоцкого и ТуровоПин ского княжеств (X—XII вв.) главные улицы замков и городов мостились деревянными плахами и бревнами. Мостовые по мере изнашивания настилались друг над другом в несколько слоев. В Полоцке при раскопках обнаружили улицу XII—XV вв. с шестью ярусами настилов, а под ними дренажную систему с желобами для отвода воды.

С XV в. улицы в Гродно, Слониме, Бресте, Витебске, Новогрудке мостились камнем. Русский дипломат П. Толстой писал в своем дневнике о Могилеве: «А в том городе улицы вымощены диким камнем» (Толстой, 1888). Мощением занимались горожане или специальные мостильщики — «брукары». В Гродно брукары составляли отдельный цех (1645). В расходных книгах Могилевского магистрата говорится, что в 1683 и 1686 гг. брукары Пантелей и Яско замостили Спасскую улицу, на что ушло «две хуры», «човен» и 437 возов камня (ИЮМ, 1871\\1873).

Улицы очищали от мусора и грязи. В Слуцке, например, этим занимались «каты» (палачи) (1656) (Materjaly, 1850). В Высоком и Семятичах в 1785 г. были установлены специальные должности двух сторожей для вывоза мусора и навоза.

Государственные власти контролировали меры по благоустройству городов. В 1541 г. великая княгиня Бона приказала привести в порядок колодец в Гродно и провести из него воду на рынок (АВК, 1874). В Бобруйске в начале XVIII в. действовала подземная канализация для оттока дождевых вод.

Население пользовалось водой из рек и колодцев, за состоянием которых в ряде мест велся строгий надзор. В замках на случай осады строили глубокие колодцы. Так, в Мозырском замке в XV в. был вырыт колодец глубиной 63 м, в Борисове в 1659 г. воевода «устроил вновь из земляного города у проезжих ворот в реку Березыню к воде тайник ...а в тот тайник пропустил текущую воду из реки Березыни, и тот тайник покрыл землею и укрепил незнатно и прочно».

Для закаливания и предупреждения кожных заболеваний в нашем крае издавна устраивались паровые бани. Позже они ставились во многих городских усадьбах. В городах вдобавок строились и общественные бани. Сохранились подробные описания бань, топившихся «по черному» (без трубы) и «побелому» (с трубой). В них шляхта и духовенство устраивали нередко ванны.

Мытье в белорусской бане описал К. фон Ведель. Он посещал баню витебского шляхтича Козарина. Она представляла собой глинобитный домик с низким входом и окном. Избыток тепла выпускался через отверстие в потолке. Сбоку от двери помещалась печь с вмазанным в нее котлом. На полувысоте помещения была устроена скамья. Пар получали, бросая из очага в котел кусок раскаленного железа. Посетителя намыливали, затем охлажденным в ледяной воде березовым веником секли его, сгоняя пот, натирали хреном, окатывали водой и отправляли на верхнюю лежанку; затем через некоторое время еще раз окатывали водой и вытирали. Иногда мывшиеся в бане окунались в близлежащую прорубь и возвращались в баню. Местные жители «считали такое купанье полезным для укрепления нервов» и очень хвалили такэс мытье. D банях парились, чтобы избежать падучей болезни, «коросты» (чесотки), чтобы излечиться от «горячек» и других недомоганий и т. д.

В  широко пользовались мылом. В прн ходнора:ходных книгах Могилевского магистрата от 1680 - 1720 гг. часто специальной графой отмечались расходы на мыло. Имеются сведения о том, что во второй половине XVII в. выходцы из Шклова и Копыси варили в Москве так называемое «литовское мыло» и торговали нм (МИМК, 1886). Различалось мыло «простое и барское» (ИЮМ, 1894).

Многочисленные источники рассказывают, что в  уже в феодальный период вырабатывались вполне рациональные противоэпидемические и санитарногигиенические меры. Развитию этих мероприятий способствовал многовековой опыт народа и отбор наиболее эффективных средств и действий.