Информация, оборудование, промышленность

Спиралевидные построения

Спиралевидные построения

Задавая в определенной последовательности движение в интерьере, распределяя элементы строения по сложной спиралевидной траектории, применяя завитки в орнаментах, металлических элементах, деревянных и лепных деталях, в рисунках текстиля и обоев, изображая природные формы, напоминающие извивающиеся стебли и морские микроорганизмы, художник модерна создает "свою", преобразованную его творческим гением природную органичную среду, комфортную и понятную человеку конца XIX - начала XX веков. Нюанс и "малые изменения"

В живой природе спираль - функциональное проявление рациональности роста и развития организмов: спиралевидные раковины, спиралевидное расположение листьев на стеблях растений, спиралевидные "молекулы жизни" - ДНК и белки и т. д. ". ("Гармония форм в живой природе и архитектуре", 1976).

Теодор Кук в своей книге "Кривые в жизни" изучает роль спирали в жизни и в искусстве. Он изучает спирали в ботанике: в профилях растений и их частей, анализирует диаграммы роста и расположения листьев и семян. Он анализирует различные виды спиралей, проявляющиеся в рогах баранов, коз, антилоп и других животных; изучает спирали раковин. На основе этого материала открывает закономерность "радиальных пульсаций" спирали. И называет такую кривую "кривой гармонического возрастания" (М. Гика "Эстетика пропорций в природе и искусстве", 1936).

Если рассматривать спираль в философском и эволюционно-биологическом аспектах, то это развитие какого-либо признака снова и снова, но на качественно новом этапе или постоянное развитие качественно различных состояний формы. Эта идея обладает мощной символикой и находит свое отражение в модерне на всех уровнях: как в самой системе организации структуры, построениях форм, так и в иконографии, деталировке и декоре. Сооружая в интерьере дома винтовую лестницу со сложным криволинейным сопряжением, зодчий модерна наполняет значимостью сам подъем с этажа на этаж и наделяет символическими смыслами открывающиеся перед нами пространства.

"Динамика развития, роста, жизнеустремления в архитектуре нередко символически выражается в форме пространственной спирали, даже если этот прием с точки зрения функции и необязателен". Спиралевидная система построения структуры и формы в модерне выражает идею развития, прогрессивного движения. Часто линия спирали была в произведении архитектуры своеобразной осью, направлением развертывания системы подобий, поэтому, и отражала характер воспринимаемого в пространстве движения.

Еле уловимые нарушения общего порядка, и есть "правило" развития живой природы. В живой природе мы обнаруживаем очень "мягкие" нюансные соразмерности.

В современной науке есть понятие "малых изменений, ведущих к большим результатам", в частности, к некоторым нарушениям симметрии. На первый взгляд, эти малые изменения кажутся случайными, они вносят в природные формы элемент неожиданности, живописности. В то же время они могут быть не только проявлением мутаций на пути качественных преобразований живых форм, но и характеристикой нового вида или разновидности, внося многообразие в единообразие природных форм (Сб. "Гармония форм в живой природе и архитектуре", 1976).

"Динамизму природного окружения с его постепенностью переходов, текучестью и единством строя форм созвучен ритмический строй архитектуры, в котором, как и в живой природе, нет мертвой статики и симметрии, нет жестко фиксированных точек перехода, а преобладают движение и рост"...