Информация, оборудование, промышленность

Планировочные принципы градостроительной реконструкции

Планировочные принципы градостроительной реконструкции

- пробивка улиц и проходов для улучшения пешеходно-транспортных связей исторического центра города (радикальные и локальные приемы);

- расширение красных линий застройки на участках исторических улиц в результате сноса малоценной ветхой застройки;

- организация внутриквартальных проходов, которые за рубежом находятся в частной собственности и обладают правом общественного транзита в дневное время, что позволяет регулировать людские потоки по территории кварталов;

- организация пешеходно-торговых моллов во внутриквартальном пространстве (с перекрестным движением, с маятниковым движением, со сквозным движением);

Примером радикальных системных преобразований планировочной ткани города служат исторические центры Парижа и Барселоны, которые испытали влияние градостроительной реконструкции планировочной ткани города еще в XIX в. Диагонально прошивающие историческую застройку магистрали обеспечивают легкую доступность исторического центра и разгружают исторические улицы, не рассчитанные на современные транспортные потоки. Исторический центр Барселоны с его живописной планировкой был прорезан широкой магистралью - Гран Виа Лайэтана, которая связала центр города и его окраины.

В целом перепланировки на градостроительном уровне направлены на оптимизацию транспортно-пешеходных связей и касаются вопросов перемещения автомобилей, их парковки и движения пешеходов. Перемещение автомобилей затруднено необходимостью, в большинстве случаев, сохранения красных линий застройки в исторической части города, решается данная проблема за счет нескольких приемов:

- однонаправленного движения, когда движение транспорта по ряду исторических улиц организуется только в одном направлении (например, в Саратове и Казани);

- устройства объездного движения по нескольким вариантам в зависимости от планировочной структуры города:

а) пешеходный центр города, когда движение как в ряде европейских средневековых городов вообще запрещено (например, в Замосце в Польше, в Чешском Крумлове и Чешских Будеевицах);

б) объездная магистраль, уводящая транзитные потоки с территории исторических центров городов (например, в Брюсселе);

в) параллельные магистрали, разгружающие исторический центр (например, в Каунасе);

- устройство платных участков дорог (например, в Афинах).

Проблема перемещения пешеходов в исторических центрах городов решается за счет устройства пешеходных улиц и зон города. В целом пешеходные зоны исторических центров городов проектируют по следующим принципам (А. В. Крашенинников "Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран" 2005):

- по принципу места пребывания, куда приезжают специально для пеших прогулок (например, в Самаре и Казани);

- по принципу коммуникации, связывающей важные, функционально наполненные градостроительные узлы города (например, в Саратове).

Можно выделить следующие приемы организации пешеходной зоны:

- организация магнитов на пути передвижения, между которыми складывается циркуляция потоков, и создание четкой функциональной программы;

- разделение улицы средствами ландшафтного дизайна на отдельные пространственные участки, каждый из которых имеет свою вертикальную доминанту;

- сюжетное благоустройство улицы, притягивающее посетителей;

- устройство рекреационных "карманов" для тихого отдыха горожан в зоне восприятия наследия;

- размещение крытых променадов для пешеходов.

Так, например, главным объектом туристического показа в Саратове становится пешеходная зона по проспекту Кирова, фланкированная двумя крупными площадями города. Рационально организованная пешеходная зона имеет два магнита притяжения: площадь Чернышевского (бывшая Ново-Соборная), комплекс которой формировался на протяжении ряда веков (XIX-XX вв.) и площадь Кирова, ансамбль которой относится к первой половине XX в.

Высокая социальная активность исторических центров городов, притягивающих значительные потоки горожан и туристов, вызывает необходимость организации дополнительных парковочных мест. Решение вопросов парковки автотранспорта может осуществляться путем проведения следующих мероприятий:

- использование подземного уровня под свободными городскими пространствами (площади, скверы) для целей организации автомобильных парковок, снабженных автоматизированной системой оплаты, откуда лифты доставляют посетителей наружу;

- устройство парковок общественного транспорта по периметру пешеходной зоны;

- проектирование на территории исторического центра только подземных гаражей и стоянок;

- развитие и автоматизация системы проката велосипедов. Другой важной проблемой на территории исторических центров городов является сохранение и доформирование в новом градостроительном масштабе композиционной структуры поселений. Композиционные принципы обновления исторических центров городов сводятся к следующему:

- возведение новых ориентиров, доминант и акцентов, не затрудняющих восприятие исторической застройки, но задающих новый масштаб современного города;

- создание нового фона на пороге исторического центра, высота которого не превосходит историческую застройку более чем в два раза.

Так, например, в Лондоне новые доминанты появляются в панораме города со стороны реки Темзы. К таким доминантам относится программная постройка хай-тека здание компании Ллойде Р. Роджерса, знаменитый Лондонский Глаз - колесо обозрения и башня Мери-Экс Н. Фостера, акцентом в среде со стороны Темзы воспринимается новое здание Лондонской мэрии. Все перечисленные постройки и многие другие способствуют обновлению некоторых внешних панорам и силуэтов города в новом масштабе, но слабо влияют на внутренние видовые картины, сохраняющие колорит "старого города".

Не только элементы композиционной структуры, но и местная топонимика служат узнаваемости и уникальности исторического города, позволяя сохранить и развить его своеобразие и самобытность. Топонимика в настоящее время преследует несколько целей:

- пропаганда "истории места", что предполагает использование топонимов в названии летних кафе, магазинов, ресторанов, закусочных и т. п. ;

- пропаганда современной архитектуры города как специфичной и неповторимой, что важно при исключении типового строительства на территории исторических центров городов.

Наиболее уязвимыми на текущий момент в исторических центрах городов оказываются памятники деревянного зодчества, которые по техническому состоянию в большинстве случаев отнесены к ветхой застройке. Одним из способов сохранения деревянной архитектуры является создание "музеев под открытым небом". Строятся они по следующим принципам:

- хронологическому с выделением разновременных объектов и фрагментов застройки;

- типологическому принципу с экспонируемыми постройками одинакового назначения.

Музеи деревянного зодчества "под открытым небом" могут формироваться:

- на периферии исторических центров городов;

- на основе исторических ансамблей улиц и кварталов застройки;

- на новых, специально отводимых в структуре города территориях, где экспозиция формируется путем переноса исторических построек на новое место.

В задачи градостроительной реконструкции входит сегодня сохранение и репрезентация в современной городской среде "культурной памяти места" (А. С. Щенков "Основы реконструкции исторических городов" 2008). Кроме архитектурных объектов, решению данной задачи способствует репрезентация археологического наследия и руин. Приемы сохранения "культурной памяти места" сводятся к организации :

- целевых экспозиций в музеях археологии подземного или наземного типов;

- экспонирования руин в городском контексте как подлинных "свидетелей" истории (фрагменты мостовых, руины, раскопы и т. п.);

- целевых экспозиций под открытым небом, где многие фрагменты заменены копиями;

- павильонных экспозиций, где руины оказываются защищенными от неблагоприятных воздействий окружающей среды;

- транзитных экспозиций (на станциях метро, в подземных переходах, подземных моллах и т. п.).

Первые транзитные экспозиции появляются в 1980-е гг. в исторических городах с наиболее древним культурным слоем, наследие которых относится к античному периоду (например, Афины и София). В Афинах на станциях метро можно увидеть вскрытый культурный слой, где за стеклом представлены древнее захоронение, остатки жилища, систем водопровода и т. п., а на специальных стендах в вестибюлях метро можно осмотреть домашнюю утварь, оружие и прочие древности, обнаруженные при строительстве метрополитена. Аналогичный опыт имеется в метро Софии, где дополнительно организованы специальные музейные помещения. Другой пример - улица Вильняус в Каунасе, которая имеет тротуары и мостовую шириной 7 м, восстановленную при помощи археологов.

С распространением постмодернистской доктрины, культивирующей бережное отношение к истории, подобные примеры появляются в нашей стране. Так, в Москве на Манежной площади, где при строительстве подземного торгово-рекреационного комплекса было найдено большое количество археологического материала (XII-XVII вв.), пришли к решению о создании подземного музея археологии площадью 800 кв. м. В нем демонстрируются древнее жилище, мастерские, а также Воскресенский каменный мост через реку Неглинку (XVII в.). В подземном переходе на Старой площади раскрыт для показа участок белокаменного основания Варварской башни стен Китай-города. Еще один вариант подземного экспонирования археологического материала был найден в музее "Палаты в Зарядье" на Варварке, где гончарные горны XV-XVI вв. в усадьбе Ф. Н. Романова открыты для демонстрации в отдельно сооруженной подземной комнате.

На территории Казанского кремля проведены комплексные археологические работы, вскрыты и экспонируются археологические находки и руины ханского дворца, что, впрочем, также, как строительство мечети в кремле, носит отчасти политическую окраску.

Масштабность и характер проводимых градостроительных преобразований определяется, в конечном счете, потребностями, инвестициями и, связанной с ними, программой развития исторического города. В столичных городах Москве, Санкт-Петербурге, Казани градостроительная реконструкция охватывает крупные городские территории и ведется по методу комплексной узловой реконструкции, предполагающей преобразование крупномасштабных территорий с созданием поли - или монофункциональных градостроительных узлов-центров. Вариабельность решений при сохранении масштаба среды или, наоборот, масштабные проекты отличают современную архитектуру российского столичного города. В Казани уже на протяжении нескольких десятков лет проводится широкомасштабная реконструкция, связанная с реализацией президентской Программы ликвидации ветхого жилья. Основой для разработки стратегии реконструкции стал экспертный опрос профессиональных групп (управленцев, инвесторов, проектировщиков). Для финансирования работ создан Государственный внебюджетный жилищный фонд, который пополняется за счет налогов и внутренних программ фонда. В провинциальных городах преобразование ведется по методу комплексной фоновой реконструкции; создание крупных, значимых градостроительных ансамблей практически не наблюдается. Основной задачей архитектора является проектирование жилых кварталов, а не культурных или иных общественных центров.

Таким образом, в крупнейших и столичных городах преобразованию, прежде всего, подвержены узловые элементы каркаса исторического центра, в периферийных городах обновляется в основном ткань города. Задачами комплексной реконструкции определяется функциональное назначение преобразуемых территорий. К функциональным принципам градостроительной реконструкции относят:

- функциональное оживление районов с затухающей социальной активностью за счет создания новых магнитов притяжения;

- концентрация деловых функций в периферийных зонах исторических центров городов и формирование новых градостроительных ансамблей;

- сохранение приоритета функций культуры на территории исторического ядра центра;

- переоборудование промышленных объектов под функции культуры и туризма.

Район Дефанс в Париже явился программным воплощением идеи создания делового центра на пороге исторического ядра города. Район расположен к западу от города, на продолжении оси Елисейских Полей. Комплекс высотных (25-30-этажных) офисно-деловых и жилых зданий сгруппирован вокруг пешеходной эспланады, под которой в пяти уровнях разместились линии пассажирского и личного транспорта, гаражи и парковки. Подобную, но уже дисперсную, картину можно наблюдать в Брюсселе, где по каждому из основных радиальных направлений из центра города, вдоль объездной кольцевой магистрали, размещены деловые центры различного функционального назначения. Во Франкфурте-на-Майне исторический центр составляет дальний план, а периферия центрального ядра насыщена стилизаторской архитектурой.

Для дальнейшего развития функциональной структуры исторических центров городов необходимым является расширение типологии застройки. Типология новой жилой застройки, которая пока не приживается на территории исторических центров российских городов в отличие от европейских и американских городов:

- каркасная застройка эконом-класса в среде охраняемой деревянной застройки;

- ковровая индивидуальная высокостандартная застройка для возвращения в город состоятельных горожан;

- блокированная застройка типа "таун-хаусы" для комплексного замещающего строительства.

Перечисленные типы застройки способствуют, прежде всего, сохранению масштабного строя среды исторических центров городов. Однако, в среде инвесторов бытует мнение о нерентабельности подобных типов застройки при высокой стоимости земли в исторических центрах городов, при этом шестиэтажная застройка рассматривается ими как нижний порог высотности для данной территории. Стоимостная оценка индивидуальной застройки за рубежом показывает, что рентабельность может быть достигнута за счет существенного увеличения цены на недвижимость в исторических центрах по сравнению с ее аналогами на периферии города. Так, стоимость индивидуального дома в историческом центре городов США превосходит стоимость аналогичного загородного дома в 12-15 раз. Таким образом, высокая цена позволяет застройщику компенсировать упущенную прибыль от строительства малоэтажной застройки в границах этих территорий.

Функциональное зонирование исторических центров городов охватывает вопросы развития озеленения и благоустройства их территории, в том числе поиска территориальных резервов для организации новых малых садов и зеленых карманов, благоустройства набережных, что актуально, например, для Поволжских городов и обустройства пешеходных зон.

Градостроительные приемы реконструкции в ситуации организации "выхода города" к воде должны сводиться к следующему:

- к обустройству набережных для большей репрезентации исторического центра города;

- к планированию новой застройки перпендикулярно водной акватории для исключения эффекта экранирования исторической застройки, как это, например, произошло в Саратове.