Информация, оборудование, промышленность

Меняющаяся власть доктрин

Меняющаяся власть доктрин

В рамках новых условий развития, обусловленных динамикой глобализации, все более осознается, что генплан города не может формироваться исключительно только на технических решениях, связанных с нормированием землепользования, регулированием характера застройки и режимов эксплуатации. Теперь требуется уверенность относительно инвестиций в инфраструктуру и систему социального развития, которые обеспечивали бы устойчивое развитие города в целом и удобство проживания в нем для всех его жителей. Таким образом, задача повышения благоустроенности города должна быть серьезно и детально проработана на более низком уровне территориального планирования.

Во многих случаях поиск путей решения задач градостроительного развития связан с проведением переговоров между всеми заинтересованными сторонами, включая представителей гражданского общества и частного сектора. Только путем развития демократических форм управления удастся построить платформу для нахождения политически приемлемых механизмов реализации градостроительной политики и организации самого процесса территориального планирования.

Задача достижения конкурентоспособного уровня развития городов в мировой практике увязывается с формированием стратегического видения с последующим определением стратегических целей и дальнейшим выбором индикаторов для мониторинга их реализации. Развивающаяся в мире система сбалансированных показателей несомненно заслуживает большего внимания, однако в нашей градостроительной практике ее практическая ценность не реализуется в полной мере. Совершенствование градостроительной морфологии требует не только долгосрочного градостроительного планирования, но и ведение среднесрочных и краткосрочных стратегических программ и планов. Мировой опыт демонстрирует немало удачных примеров решения градостроительных задач, В базе данных передовой градостроительной практики представлено сегодня более 3800 примеров из 140 стран мира, Опасность образования трущоб

Казалось бы глобализирующийся мир - открывает новые возможности развития. Раздвигаются, или вовсе снимаются границы и другие препятствия, увеличивается масса потоков и возрастают скорости перемещений. Все это способствует развитию экономики - а вот результатами всех этих достижений большая часть населения не может насладиться. Во всем мире происходит социальное расслоение, увеличивается поляризация общества, растет неравенство и бедность. Как результат высокого уровня бедности - недостаток внутренних сбережений и низкие уровни капитализации финансовых учреждений. Они также отражены в низких уровнях налоговых поступлений и ограничениях на общественные расходы и общественные бюджеты, В условиях дефицита средств на поддержание жилого фонда (то есть для проведения текущего ремонта и благо= устройства) начинается процесс обветшания зданий и сооружений, или классический пример формирования трущоб. Здесь нам будет уместно сослаться на Глобальные доклады о населенных пунктах 2003 года и 2005 года, подготовленные ООН-Хабитат (Программой ООН по населенным пунктам). Следует также отметить и то, что в некоторых странах в словаре градостроительной политики этот термин стараются не употреблять, меняя его на "недоинвестированные районы". И с социальной, и с экономической точек зрения видится, что образование трущоб легче предупредить, нежели затем заниматься их реабилитацией. Прорабатывая этот вопрос, и ПРООН, и ООН-Хабитат отмечали в качестве одной из приоритетных задач для правительств и местных властей - задачу создания рабочих мест с заработной платой, позволяющей обеспечить достаточный прожиточный минимум и сделать доступным такое жилье, которое соответствует стандартам. Возможности для решения рассматриваемых задач имеются и это зависит от политической воли и от политического желания.

Однако, как часто замечается теперь, одного желания явно недостаточно. Нужна здравая политика. А здесь и наблюдается серьезный недочет. Примером неоправданных надежд может служить "Глобальная стратегия в области жилья до 2000 года", принятая Генеральной Ассамблеей ООН в конце 80-х годов. Эта стратегия предлагала снять с госсектора заботы о жилищном секторе и передать решение этих вопросов частному сектору. Правительства же должны были способствовать созданию условий для мобилизации финансов и других ресурсов для такого развития. Цели такого подхода, названного стратегией поощрения, сводились и к продвижению инноваций, и сбережению средств, и мобилизации ресурсов, и к сокращению затрат, и к улучшению эффективности финансового посредничества, и помощи свободному движению капитала для финансирования жилья. Реформы жилищных финансов являлись ключевым компонентом жилищной стратегии.

Стратегия была нацелена на снижение затрат и эффективной децентрализации управленческой машины. Децентрализация понималась в широком смысле, предполагающее и делегирование полномочий, и приватизацию. В итоге должна была произойти передача рычагов управления на наиболее низкие уровни, иначе говоря - туда, где задачи могут быть решены и в короткий срок, и с большим социально-экономическим эффектом. Стратегия предполагала свести на нет правительственные вмешательства в процесс развития. Правда, допускались корректирующие вмешательства, совместимые с разумными финансовыми и экономическими принципами, предполагающие оценки стоимости риска, регулирование колебаний в процентных ставках.

Личные сбережения виделись как краеугольный камень жилищных финансов для более низких групп дохода, и они должны были быть мобилизованы настолько полно насколько возможно. Стратегия признавала, что субсидии необходимы для некоторых групп, пока они не обрели самодостаточности. Насколько хорошо эти стратегии работали на практике? Да и работали ли они на практике вообще? -Ответы на подобные вопросы были сложны и до того, а в условиях кризиса, инициированного отчасти нововведениями именно в этой отрасли, еще более усложнились. Глобализация повлияла и на учреждения финансов. В новых условиях жилищный сектор должен конкурировать за депозиты и инвестиции на равных с другими секторами экономики. Правда, новая парадигма поощряла проведение реформ и развитие частной инициативы.

Вопросы жилищной политики не могут рассматриваться без увязки с вопросами обеспечения "устойчивого развития", которое должно быть действенным и реальным, а не только нормативным и риторическим в изложении целей городов, регионов, стран и всего международного сообщества. Запутанный клубок проблем связан с тем, что "адекватное" жилье становится "недоступным" для большинства населения. С точки зрения политического анализа - это свидетельствует о невыполнении тех предначертаний, которые были приняты в 1996 году в Стамбуле на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), призвавшей к прогрессивной реализации права на адекватное жилье. Все это лишний раз свидетельствует о необходимости поиска решений в этой сфере. В противном случае может оказаться так, что только трущобы станут формой "доступного жилья" для большей части населения страны.