КомпанииКомпаний: 7758
АккаунтыАккаунтов: 13975
Регистрация       Забыли пароль?




info@oborudka.ru
oborud-ka
Главная » Справочники » Безопасность и медицина труда » Акцент на процедуру экспертизы

Акцент на процедуру экспертизы

Акцент на процедуру экспертизы

Как заставить предприятия заниматься охраной труда? Для этого нужно было вначале найти разрыв во взаимодействии госинспекции труда с предприятиями. Стали анализировать и пришли к выводу: никаких дополнительных служб создавать не придется, если на стадии лицензирования отдельных видов деятельности ввести одно существенное дополнение. То есть, получая лицензию, предприниматель должен был вначале получить заключение Главного управления по труду и социальным вопросам о том, что соблюдаются все основные законодательные акты по охране и условиям труда. Именно этот в достаточной мере силовой, но жизненно важный механизм был утвержден постановлением главы администрации области еще в 1994 году (N 36).

Специалисты Госинспекции труда и Главного управления по труду и социальным вопросам проводили на предприятиях обследования, а госэксперты готовили заключения, сообщали о принятых решениях органам по лицензированию, создавали единый банк данных по предприятиям области, получившим такие заключения. Этот опыт показал высокую эффективность предупредительного контроля. Выяснялось, например, что при приеме на работу не все работники проходили медосмотры, не все были обучены и проинструктированы по безопасности труда, и многое другое.

Впоследствии, как мы знаем, используемый вами силовой механизм был урегулирован законодательно. В пункте 4 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ" (от 17.07.99 г. N 181-ФЗ) оговаривается, что при лицензировании отдельных видов деятельности осуществляется государственная экспертиза труда.

Совершенно верно. Для того чтобы эта статья учитывалась при подготовке положений о лицензировании конкретных видов деятельности, Минтруд России своим письмом в федеральные органы исполнительной власти от 31.05.2000 года N 3850-ВЯ предложил предусматривать в них заключения госэкспертизы условий труда субъекта РФ. В связи с этим правительство Московской области приняло постановление (N 74/20 от 14.08.2000 года), в котором утвержден перечень исполнительных органов государственной власти и государственных органов, уполномоченных осуществлять лицензирование конкретных видов деятельности. Этим же постановлением отменен прежний порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Московской области, действовавший с 1997 года, принято решение разработать и утвердить министерством экономики области новый порядок выдачи заключений о соответствии соискателей лицензии условиям безопасности труда.

Зачем понадобился новый нормативный документ?

Если раньше свое внимание мы акцентировали на подготовке и выдаче соискателям лицензии заключения о соблюдении ими законодательных и других нормативных актов по охране труда Главного управления по труду и социальным вопросам администрации Московской области, то теперь в соответствии с федеральным законодательством основной акцент перенесен на саму процедуру госэкспертизы. Для этого и был разработан новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. Ну а поскольку этим вопросом мы фактически занимаемся уже давно, наш опыт работы Минтруд своим письмом (от 25.05.2000 года N 3746-ВЯ) довел до сведения регионов.

Какие основные моменты предусматривает экспертиза условий труда?

Прежде всего такая экспертиза и выдача соответствующего заключения осуществляется Госэкспертизой условий труда (ГЭУТ) Московской области. Однако по некоторым видам деятельности по решению ГЭУТ это право может быть передано в распорядительные органы местного самоуправления. Такую работу целесообразно поручать органам, уполномоченным на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований.

Соискатели лицензий обязаны представить сопроводительное письмо с необходимыми материалами и документами, причем в полном комплекте. Их перечень (в том числе и представляемых физическими лицами -предпринимателями без образования юридического лица) перечислен в приложении 1 Порядка. Однако, учитывая специфику деятельности соискателя лицензии, для дополнительного анализа условий и охраны труда могут быть запрошены и дополнительные сведения.

Госэкспертиза условий труда, подготовка и выдача заключений производятся в течение 15 дней со дня приема к рассмотрению материалов и документов. В некоторых случаях, например, при численности работников более 5 000 человек, наличии большого количества средств повышенной опасности и других, срок проведения госэкспертизы условий труда может быть продлен до 30 дней со дня приема материалов и документов. Кроме того, в ходе госэкспертизы рассматриваются и учитываются письма, справки, акты органов надзора и контроля за условиями и охраной, действующих на территории области, а результаты независимой экспертизы, проводимой профсоюзами, рассматриваются в обязательном порядке.

Если в ходе проведения госэкспертизы условий труда в представленных материалах выявляются недостоверные сведения, заключения не выдаются, все документы возвращаются соискателю лицензии с сопроводительным письмом с причиной отказа и соответствующая информация направляется в орган по лицензированию. Повторная госэкспертиза условий труда проводится на общих основаниях после того, как в материалы и документы будут внесены исправления.

В ходе госэкспертизы работники Госинспекции труда в Московской области проводят обследование условий и охраны труда (ГИТ). В отдельных случаях, например при малой численности работников, такое обследование ГЭУТ может поручить органам, уполномоченным на государственное управление охраной труда на территории муниципального образования. Обследования соискателей лицензии проводятся по вопросам, указанным в приложении 4 Порядка, как правило, в 10-дневный срок, а результаты, излагаемые в акте или акте-предписании, справке по результатам обследования, являются основой для проведения госэкспертизы условий труда. При этом первостепенное внимание обращается на то, как организации соблюдают основные требования законодательных и других нормативных актов, изложенных в приложении 3 Порядка. От этого главным образом зависит выдача положительного заключения соискателям лицензии.

Кроме того, по желанию соискателя лицензии на предприятиях могут проводиться дополнительные работы, оплачиваемые им на договорной основе. Прежде всего это касается методической помощи в организации работы по охране труда, обучения и проверки знаний персонала в этой области, создания законодательной и нормативной базы по охране труда.

При этом контроль за соблюдением лицензиатами законодательных и иных нормативных актов об охране труда возложен на ГИТ, ГЭУТ и техническую инспекцию труда профсоюзов. Эти органы проводят проверки, имеют право запрашивать и получать от предприятия, получившего лицензию, необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам, составлять протоколы (акты) с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие лицензиата устранить нарушения в установленные сроки, выносить предупреждения. Материалы о нарушениях действующих правил и норм по охране труда представляются в ГЭУТ Московской области. После того как они будут рассмотрены, ГЭУТ может направить в лицензирующий орган представление либо о приостановлении действия лицензии, либо о ее аннулировании. Только после того как предприятие полностью устранит нарушения, принимается решение об отзыве указанного представления. Если же лицензия была аннулирована, предприятие может вновь получить ее после проведения повторной госэкспертизы условий труда на общих основаниях.

Кроме того, по результатам госэкспертизы условий труда в заключении органу по лицензированию могут быть изложены предложения о нецелесообразности выдавать лицензию ее соискателю. Например, в тех случаях, если на предприятии не проводились обучение по охране труда и проверка знаний этих требований у руководителей, специалистов и рабочих; используются незарегистрированные, неосвидетельствованные или неисправные технические средства; отсутствуют требования безопасности в технологических картах и проектах производства работ; не проведена аттестация рабочих мест; отсутствуют сертификаты безопасности на производственные объекты; не принимаются меры по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, по возмещению причиненного здоровью работника вреда; не выполняются основные требования предписаний контролирующих органов о нарушениях норм и правил по охране труда.

Бывают случаи, когда из-за отсутствия технической базы, основного контингента работающих хозяйственная деятельность не ведется, то есть провести госэкспертизу условий труда невозможно. В подобных случаях как временная мера Порядком допускается выдача (вместо заключения) справки о возможности начать производственную деятельность на срок не более трех месяцев.

Оформление и учет выданных (по результатам экспертизы условий труда) заключений и представлений о приостановлении или аннулировании лицензий в Московской области, а также писем о выполнении требований раздела заключения "Особые условия" ведут ГЭУТ, а также исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. Каждый квартал эти органы будут представлять в ГЭУТ информацию об организациях, получивших заключения, которая войдет в единый банк данных по Московской области.

На какой срок выдается заключение и как должен действовать соискатель лицензии или лицензиат, если этот срок истек?

Как правило, заключение действует три года, но и не более срока выданной лицензии. В зависимости от состояния условий и охраны труда соискателя лицензии срок действия заключения может быть сокращен. Если он истек, у лицензиата проводится повторная экспертиза условий труда.Для этого соискатель лицензии подает соответствующее заявление, в котором указываются номер и дата ранее выданного заключения, вид деятельности и работ, на которые требуется повторная лицензия. К этому заявлению необходимо приложить информацию (декларацию) о том, что по ранее представленным материалам и документам изменений не произошло. Если же произошли какие-либо изменения, в частности, по структуре, кадровому составу, технической оснащенности, технологии производства и других документах, указанных в приложении 1 Порядка, их следует приложить. Кроме того, прикладываются предписания органов государственного надзора и контроля, технической инспекции, если они выдавались за истекший период, и материалами по их выполнению.

Повторная госэкспертиза условий труда проводится и в организациях, имеющих лицензии, если вид деятельности и характер труда в них изменился. При этом в соответствии с Порядком проводится обследование состояния условий и охраны труда в организации. Если в ходе проведения госэкспертизы условий труда или по изложенным в заключениях выводах возникают разногласия, они рассматриваются Минтрудом РФ или в суде.

Записала Елена ЛЕОНИДОВА

В приложении к бюллетеню "Безопасность и медицина труда" -"Библиотеке журнала "Социальная защита" (серия "Охрана труда") -публикуется подборка документов по лицензированию отдельных видов деятельности в Московской области.


Текущая страница: Безопасность и медицина труда » Акцент на процедуру экспертизы