Информация, оборудование, промышленность

Страховые тарифы по справедливости

Страховые тарифы по справедливости

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. N 996 внесены изменения и дополнения в Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, а также утверждена новая классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

В ней с 14 до 22 увеличено количество этих классов. Это позволяет более дифференцированно подойти к установлению размеров страховых тарифов для предприятий и организаций.

Расчеты произведены по всем 746 подотраслям экономики, общесоюзного Классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). В результате для 502 подотраслей экономики тарифы страховых взносов на 2001 год будут уменьшены. Можно сказать, свершилось то, чего работодатели добивались целый год. А значит, удалось погасить тот негативный резонанс, который вызвала первая редакция Правил, утвержденная постановлением правительства от 31.08.99 г.

Напомню, классы профессионального риска легли в основу дифференцированных страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые с января 2000 года начали отчислять все предприятия в Фонд социального страхования РФ. И сразу же в правительство, Минтруд России, Фонд социального страхования РФ пошел поток писем, в которых предприятия выражали свое несогласие с отнесением их к определенному классу профессионального риска, а следовательно, с величиной страхового тарифа. Оборонщикам удалось добиться решения, чтобы "машиностроение и металлообработку оборонных отраслей промышленности" из 11 класса профессионального риска перенести в шестой класс и таким образом уменьшить страховую нагрузку на свои предприятия. По этому поводу было принято специальное постановление правительства от 27.05.2000 г. N 415.

В Комитете по труду и социальной политике Государственной Думы пришлось специально проводить "круглый стол" на тему "О практике и проблемах реализации Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год". Меры предлагались самые кардинальные: от пересмотра принятых решений по классам профессионального риска до приостановления действия Федерального закона N 10-ФЗ. При комитете была образована постоянно действующая рабочая группа по совершенствованию законодательства в области регулирования социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В чем суть проблемы? Дифференцированные страховые тарифы от 0, 2 процента до 10, 7 процента от фонда оплаты труда по группам отраслей (подотраслей) экономики были установлены на основе 14 классов профессионального риска в соответствии с названными правилами. Размер страхового тарифа рассчитывался как усредненный для отрасли (подотрасли), что вызвало значительные перекосы как в сторону необоснованного увеличения, так и в сторону занижения страховых тарифов по сравнению с фактическими затратами на возмещение вреда. Например, ОАО "Кокс", являясь производителем коксохимической продукции, относилось к отрасли "черная металлургия" и имело 11 класс профессионального риска и соответственно страховой тариф 4, 3 процента от фонда оплаты труда. Сумма страховых отчислений к уплате в 2000 году составила 4 млн. 230 тыс. рублей. А фактические затраты ОАО "Кокс" составляли всего 384 200 рублей. Таким образом, сумма, рассчитанная в соответствии с новым законодательством, превышала фактические выплаты в 11 раз (Мы писали об этом в газете "Ваше право" N 24, 2000 г.).

Хотя, как утверждают специалисты, предприятия не всегда правильно делали расчеты. Они вели их по своим данным, в то время как интегральный показатель профессионального риска должен отражать уровень затрат не каждого отдельно взятого предприятия, а отрасли (подотрасли) в целом.

Во-вторых, предприятия за основу брали данные текущего, 2000, года, тогда как Минтрудом и фондом расчет строился на базе данных за 1997 год, в-третьих, предприятия учитывали только выплаты по тем пострадавшим, которые состояли с ними в трудовых отношениях. В то время как фонд отвечает за всех остальных пострадавших, кто утратил связь с предприятием. Он также несет ответственность за работников ликвидированных предприятий, следовательно, учитывает расходы на них при расчете страхового тарифа.

Все это так. Но тем не менее погрешности в расчете страхового тарифа все равно были значительные. К ним привела недостаточная глубина разработки отраслей и подотраслей экономики. Она составляла всего 79 вариантов из более 700 возможных по общесоюзному Классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). Для сравнения: только в машиностроении 128 кодов, а отдельной строкой было выделено лишь производство атомной техники и строительных металлоизделий. В черной металлургии, включающей II кодов, были выделены только три подотрасли - это открытая добыча руд черных металлов и их обогащение и подземная добыча руд. При этом свои коды имеют коксохимическое производство, вторичная обработка черных металлов и так далее.

Как добиться наименьшей погрешности в определении класса профессионального риска для конкретных предприятий? Было принято решение при подготовке изменений и дополнений в Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска предпринять более детальную разработку перечня отраслей. Удалось ли в новом документе снивелировать недостатки отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классам профессионального риска? На этот вопрос редакции отвечает Александр ВАСИЛЬЕВ, заместитель руководителя департамента бюджета и планово-экономической работы Фонда социального страхования РФ.

- Во-первых, для более точного определения класса профессионального риска отрасли (подотрасли) экономики число классов профессионального риска увеличено до 22 и, кроме того, в Классификатор отраслей (подотраслей) экономики включены наименования и коды ОКОНХ всех отраслей (подотраслей).

В соответствии с новой классификацией отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, приведенным в приложении к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 г. N 996, страховые взносы в 2001 году увеличатся по сравнению со страховым тарифом в 2000 году для 188 подотраслей экономики, для 502 подотраслей они уменьшатся, а для 56 - не изменятся. Коксохимическая промышленность, о которой не раз упоминалось в материале, из 11 класса профессионального риска перекочевала в 8, страховой тариф с 4, 3 процента от начисленной оплаты труда по всем основаниям уменьшен до 0, 9 процента к выплатам в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу застрахованных по всем основаниям в соответствии с проектом федерального закона о страховых тарифах на 2001 год, одобренного Государственной Думой. Так что новый подход к классификации отраслей помог установить более справедливые размеры страховых тарифов.

Камнем преткновения в практике применения прежней редакции Правил стало понятие "основной вид деятельности". Именно по этому показателю страхователи подлежали отнесению к той или иной отрасли (подотрасли) экономики. В страховом деле и в статистике методические подходы к этому вопросу оказались разными, что вызвало немало проблем. В Правилах было записано: "Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям (подотраслям) экономики, он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Статистика же определяет основной вид деятельности предприятия или его отраслевую принадлежность, исходя из двух показателей: основной вид деятельности коммерческих предприятий определяется тем видом деятельности, на который приходится наибольший объем выпущенной продукции или оказанных услуг. А для некоммерческих предприятий к основному относится тот вид деятельности, на который приходится наибольшая численность работников, занятых по этому виду деятельности. В течение прошедшего года нам постоянно приходилось давать разъяснения и при трактовке этого понятия ориентировать работодателей на инструкцию Госкомстата от 19.01.2000 г. N 4 по этому вопросу. Или советовали брать тот код отрасли по общесоюзному Классификатору отраслей народного хозяйства, который предприятие проставляет во второй форме N 2 по ОКУД, то есть отчете о прибылях и убытках в налоговые органы.

Не меньшую сложность вызывало отнесение к классам профессионального риска крупных многопрофильных предприятий, содержащих на своем балансе жилищный фонд и коммунальное хозяйство тех муниципальных образований, на территории которых они расположены, а также осуществляющих деятельность по социально-бытовому обеспечению своих работников. Проще говоря, имеющих под своим крылом детские дошкольные и медицинские учреждения. Страховой тариф для социальных учреждений составлял 0, 2 процента, а тех же металлургов -4, 3 процента, то есть был несоизмеримо ниже. И руководители предприятий задавали вопрос: почему за соцсферу они должны платить, как за металлургов? Некоторые депутаты высказывали опасения, что предприятия для того, чтобы уменьшить страховой тариф, начнут сбрасывать социальную сферу, а муниципальные образования не смогут ее содержать, так как в местном бюджете нет на это денег. Нужно было разрубить этот гордиев узел, чтобы разрядить назревающую социальную напряженность.

И с этой задачей в новых Правилах удалось справиться. Теперь подразделения организации, осуществляющие независимо от основного вида и другие виды деятельности, например, сельскохозяйственные, культурно-бытовые, медицинские, где уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отличается от уровня этих показателей на основном производстве, признаются самостоятельными классификационными единицами, для них устанавливается свой класс профессионального риска, соответствующий виду деятельности данного подразделения.