Информация, оборудование, промышленность

Экономические рычаги рационального природопользования

Экономические рычаги рационального природопользования

Произошедший в 90-е годы в России переход к рыночно ориентированной экономике отрицательно сказался на экологической обстановке в стране. Несмотря на то, что экономическая активность в целом значительно снизилась, отмечается возрастание интенсивности загрязнения окружающей среды в связи с бесконтрольным изъятием природных ресурсов без проведения должных природоохранных мероприятий. В результате в ряде регионов сложилась напряженная экологическая обстановка.

Проблема ухудшения состояния окружающей среды в результате промышленно-хозяйственной деятельности остро стоит не только в России, но и во всех странах мира. Однако в развитых странах эта проблема, наряду с техническими мероприятиями, активно решается путем использования экономических рычагов, позволяющих стимулировать рациональное природопользование. При этом весьма эффективным инструментом экономического воздействия оказывается налоговая политика, т.е. введение специальных экономических налогов или платежей, а также учет экологического фактора в общей системе налогообложения. Виды экологических налогов или платежей в разных странах различны и могут включать: налоги за загрязнение окружающей среды (реализация принципа "загрязнитель платит"), например, налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива, необходимость которого диктуется угрозой глобального потепления (Финляндия, Нидерланды); акцизные экологические налоги, включаемые в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии производства и потребления. Например: налог на продажу фреонов, разрушающих озоновый слой; налог на смазочные масла, действующий в Германии, Франции, Италии и др. странах Западной Европы; налог на пользование топливными и нефтяными продуктами (действует в Великобритании, Австралии и др. странах); налог на минеральные удобрения и пестициды (взимается в Норвегии и Швеции) и т.д.; дифференцирование налоговых ставок в общей системе налогообложения (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) с учетом техногенности и природоемкости производства, экологичности вида хозяйственной деятельности, проведения природоохранных мероприятий и т.д.

Важным инструментом экономического воздействия является и страхование экологических рисков, которое связано с необходимостью полного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. Такое страхование, нередко осуществляемое через систему страховых пулов, дает возможность обеспечить накопление нужных средств и, при необходимости, их перераспределение.

В настоящее время активно развивается рыночный механизм продажи прав на загрязнение и ведется подготовительная работа по его внедрению на международном уровне. Однако в связи с тем, что при его реализации качество окружающей среды для одних групп людей или регионов ухудшается или улучшается за счет других, внедрение этого механизма требует установления и строгого соблюдения жестких природоохранных нормативов.

России система экономического стимулирования охраны окружающей среды еще не сформировалась окончательно и находится в стадии становления. Ее законодательную базу составляет Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.). В нем предусмотрены некоторые экономические механизмы, стимулирующие охрану природной среды, развитие экологически безопасных и малоотходных технологий и т.п. В частности, в настоящее время в России взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду, что является реализацией принципа "загрязнитель платит". Плата за загрязнение, правовая основа которой закреплена в уже упоминавшемся Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", призвана выполнять две функции: во-первых, стимулировать предприятия сокращать уровни негативного воздействия и, во-вторых, являться источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных для ликвидации негативных экологических последствий производства.

В общем виде формирование действующей платы за загрязнение окружающей среды.

Взимание платы за загрязнение напрямую затрагивает предприятия угледобывающей промышленности, оказывающие несомненное антропогенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется, в частности, в загрязнении подземных и поверхностных вод и почв вредными веществами, выделении в атмосферу твердых и газообразных веществ при добыче, обогащении и сжигании угля, а также самовозгорании породных отвалов. При этом, как справедливо указывают многие специалисты, при ' установлении уровней нормативов платы за загрязнение не всегда учитываются особенности функционирования предприятий угледобывающей промышленности с различными горно-геологическими и горнотехническими условиями. В результате в одних случаях низкие нормативы не стимулируют природоохранную работу, а в других экономические результаты хозяйственной деятельности не позволяют нейтрализовать источник вредного влияния на среду, а также компенсировать определенный уровень ущерба.

Положение может несколько улучшиться с принятием и введением в действие II (специальной) части Налогового кодекса, в которой подробно разъясняется механизм взимания экологического налога, предусмотренного 1 частью НК РФ. В главе кодекса, относящейся к данному налогу, определяется, кто является плательщиком налога, конкретизируется объект налогообложения, указывается налоговая база и порядок ее определения. Предусматривается, что минимальные налоговые ставки по данному налогу будут устанавливаться Правительством РФ, а конкретные размеры налоговых ставок (с учетом местных условий и экологической обстановки в данном регионе) будут устанавливаться региональными органами исполнительной власти с участием территориальных органов охраны окружающей природной среды. При этом в зависимости от экологической ситуации такие ставки в отдельных случаях могут применяться с повышенными коэффициентами. В Налоговом кодексе прописан также порядок исчисления и сроки уплаты данного налога.

Объектом налогообложения при взимании экологического налога являются только выбросы в атмосферу или сбросы в реки и иные водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов, а также производимые шум и вибрации, электромагнитное и радиационное излучения и т.п., т.е. различные виды вредного воздействия на окружающую среду. Другими словами, здесь фактически предусматривается только плата за загрязнение окружающей среды, что, несомненно, может рассматриваться как недостаток данного налога. Объект налогообложения в данном случае оказывается неоправданно суженным, поскольку не предполагается обложение налогом продукции и технологий, которые не соответствуют установленным экологическим стандартам и оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

Следует также отметить, что, как показывает зарубежный опыт, введение новых налогов и платежей вовсе не является единственным или наиболее перспективным способом решения экологических проблем. Наряду с взиманием платежей за загрязнение окружающей среды в налоговом законодательстве могут и должны предусматриваться меры поощрения и экономического стимулирования природоохранной деятельности. Кое-что в этом направлении уже делается, хотя и в явно недостаточных масштабах

Кроме того, эффективным рычагом экономического воздействия, который практически не применяется в настоящее время, может оказаться использование и других экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды. В частности, применительно к горнодобывающей промышленности речь может идти о стимулировании передовых ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Приведем здесь только несколько примеров подобных технологий, разработка которых активно ведется в настоящее время: технология термического окускования угля с получением бездымного топлива; технология термобрикетирования углей; технология создания водоугольного топлива; технология сжигания угля в шлаковом расплаве и др. Другие авторы  указывают на перспективность с точки зрения экологической безопасности таких технологий, как развитие геотехнологических методов разработки недр, включая химическое и микробиологическое выщелачивание металлов и минералов, добычу полезных ископаемых с применением технологий с закладкой выработанного пространства, широкое вовлечение в хозяйственный оборот техногенных месторождений. Важным компонентом экономического механизма природопользования является также создание эффективной системы налоговых скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья.