Информация, оборудование, промышленность

Инвестиционная политика в угольной промышленности

Инвестиционная политика в угольной промышленности

доклад на Международном горном конгрессе. Лас-Вегас, США, октябрь 2000 г.

Россия вступает в новый период своего развития: политического, социального, экономического. Главной задачей этого периода становится обеспечение экономического роста на основе радикальной структурной перестройки экономики.

В ближайшие годы в результате повышения эффективности промышленного производства и благоприятной конъюнктуры мировых цен на топливо и сырье рост ВВП составит не менее 3-4 % в год. Допускается возможность достижения более высоких темпов экономического роста до 7-8 % в год. Вместе с тем, даже сохранение существующих темпов роста невозможно без крупномасштабных инвестиций.

Общий размер иностранных инвестиций в экономику России за годы реформ составил 30.2 миллиарда долларов США, при этом прямые инвестиции не превышали 12 миллиардов. Портфельные инвестиции составили несколько более 18 миллиардов долларов США. Объем прямых инвестиций не соответствует экономическому и инфраструктурному уровню развития страны. Россия должна ежегодно привлекать десятки миллиардов долларов.

К сожалению, в отличие от дореформенного периода, инвестиции как кредитование в основной капитал не являются характерными для сегодняшней российской действительности.

Возникшие в первые годы реформы коммерческие банки совершили большое количество ошибок в кредитной сфере. Банковский кризис в августе 1998 года окончательно подорвал доверие к банковской системе, а также к государству со стороны потенциальных инвесторов.

Более того, сами предприятия не были готовы к получению необходимых им инвестиционных ресурсов. Большинство этих предприятий еще не завершили этап адаптации к условиям рыночной экономики, заключающийся в выработке адекватной реакции на вкладываемые инвестиционные ресурсы. До сих пор не изжит стереотип мышления директоров компаний, основанный на выбивании денег у государства. В России мало компаний с профессиональным менеджментом, имеющим стратегический взгляд на развитие в быстро меняющейся обстановке.

Начавшийся промышленный рост дает банкам шанс освоить неспекулятивный бизнес. Предприятия расширяют производство и остро нуждаются в заемных ресурсах. При этом качественно изменились и отношения между банками и предприятиями. Стабильное сотрудничество с банками и положительная кредитная история становится ключом для использования банковских кредитных продуктов в полном объеме. В свою очередь у банков появилась возможность более рационально оценивать перспективы реализации инвестиционных проектов. Основными требованиями банков при рассмотрении инвестиционного проекта являются:

минимизация кредитного риска и наличие у заемщика реальных перспектив развития;

стабильность и длительность существования предприятия;

наличие профессионального менеджмента;

возможность вложить собственные средства, соразмерные с суммой кредита. При этом возвратность кредитов обеспечивается: залогом в виде блокирующего пакета акций заемщика; введением в состав директоров предприятия представителей банка; обязательным страхованием кредитного проекта в крупнейших мировых страховых компаниях.

Наблюдаемый в настоящее время рост долгосрочного ссудного портфеля банков -один из признаков улучшения экономического климата в стране. Вместе с тем крупным недостатком политики российских банков в области кредитования реальной экономики является отказ от участия в доли прибыли кредитуемого предприятия.

Несмотря на то, что сегодня многие российские банки показывают впечатляющую динамику роста, они не могут удовлетворить потребности рынка в кредитных и инвестиционных ресурсах. Основными причинами для этого являются:

небольшие размеры чистых активов и собственного капитала;

краткосрочная структура пассивов;

нормативные ограничения ЦБ России.

По данным ассоциации российских банков (АРБ) капитализация всей банковской системы России не превышает 4 млрд. долларов США. Долгосрочные финансовые ресурсы банков составляют только 9% от общей суммы денежных ресурсов. Для ограничения рисков в соответствии с нормативами Центрального банка России банки должны резервировать в ЦБ суммы, равные выдаваемым кредитам.

Тем не менее, риски кредитования предприятий пока остаются весьма высокими, и искусственное стимулирование таких кредитов может подорвать устойчивость банковской системы.

Весьма интересным является возникновение в последнее время тенденции синдицированного кредитования реального сектора экономики. Появление в России действующих банковских консорциумов и синдикатов будет способствовать привлечению к участию в них иностранных финансовых организаций.

К сожалению, в России отсутствует инвестиционный бизнес как комплекс технологий по привлечению ресурсов на длительный срок, включающий:

организацию и финансирование долгосрочных проектов;

управление активами на фондовом рынке;

подготовку предприятий к инвестиционным ресурсам;

развитую инфраструктуру фондового рынка;

международные стандарты в деятельности депозитариев и регистраторов.

Особенностью российского фондового рынка является также то, что акционер-инвестор не приносит деньги предприятию, а только получает возможность влиять на управление компанией. Большинство предприятий не выплачивают дивиденды и не готовы продавать стратегическим инвесторам крупные пакеты своих акций.

Для привлечения инвестиционных ресурсов должна стать доступной информация о взаимоотношениях акционеров, а также структура корпоративного управления в российских компаниях. К сожалению за годы реформ не произошло должного развития вексельного обращения, хотя с точки зрения промышленности вексель является более дешевой и более ликвидной альтернативой банковскому кредитованию.

Одним из инструментов получения инвестиционных активов может стать конвертирование внешнего долга с помощью рыночных технологий. Только в первом квартале 2000 года правительство израсходовало на погашение и обслуживание внешнего долга 2.61 млрд. долларов США. Общий объем внешнего долга России составляет около 155 млрд. долларов США и не является критическим по международным стандартам, так как текущие платежи по нему в течение года не превышают 14-15%.

Неиспользуемым источником дешевых денег являются вклады населения. По самым минимальным оценкам они составляют 40 млрд. долларов США. Для использования этих ресурсов необходимо вернуть доверие вкладчиков. Обнадеживающим фактом является тенденция постепенного увеличение длительности срока вкладов.

Многое необходимо изменить в законодательстве для привлечения отечественных денег в инвестиционные проекты, что послужит импульсом для привлечения масштабных иностранных инвестиций. В частности на государственном уровне требуется изменение нормативной базы в направлении снижения налогов по капитальным вложениям и создания благоприятных условий для выхода предприятий на рынок инвестиционных ресурсов.

Успешность функционирования энергетического сектора по сравнению с другими отраслями российской экономики объясняется ранее осуществленными массированными инвестициями.

Однако основные производственные фонды всех отраслей энергетического сектора по степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Ощущается острая нехватка инвестиционных ресурсов, необходимых для воспроизводства основных фондов энергетического сектора.

Совершенно очевидно, что нехватка инвестиций является в большей степени макроэкономической проблемой, чем проблемой энергетического сектора. При этом государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень инвестиций за счет государственных ассигнований.

Основным источником инвестиционных ресурсов в энергетике являются собственные средства предприятий. На их долю сегодня приходится около 90% общего объема инвестиций в основной капитал. Положения инвестиционной политики в энергетическом секторе предусматривают:

увеличение заемного и акционерного капитала до 25-30% от общего объема инвестиций в отраслях энергетики;

получение инвестиций под обеспечение финансов, генерируемых самим инвестиционным проектом; -совершенствование лицензионной системы

пользования недрами;

законодательное разрешение залога прав на пользование недрами;

формирование рынка лицензий на право пользования недрами как сегмента рынка ценных бумаг. Исходя из вышеизложенного, разрабатываются меры и механизмы для реализации инвестиционной политики, в том числе:

формирование системы государственных инвестиционных приоритетов для обоснования сферы возможной государственной поддержки;

установление налоговых "каникул" на срок проектной окупаемости инвестиций для вновь вводимых в действие объектов энергетики, построенных за счет собственных средств предприятий;

освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на производственные инвестиции;

государственные гарантии под целевые иностранные кредиты, а также содействие в сотрудничестве на основе СРП;

непосредственное участие государственного бюджета в инвестиционной программе энергетического сектора (безопасность, атомная энергетика, угольная промышленность);

повышение нормативов амортизационных отчислений.

Таким образом, главными рычагами государственного воздействия на инвестиционную активность в энергетическом секторе являются:

нормализация расчетно-финансового климата;

адекватная налоговая, таможенная и ценовая

политика;

формирование цен на продукцию и услуги естественных монополий.

В конечном счете, в соответствии с новой энергетической стратегией России усилия государства должны быть направлены на обеспечение условий, при которых компании энергетического сектора окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции.

Особенности инвестиционной политики в угольной промышленности дополняют сформулированные выше подходы к инвестированию энергетического сектора.

Угольная промышленность является важной составляющей энергетического сектора России. Однако на фоне инвестиционной привлекательности предприятий нефтяной и газовой промышленности угольные компании объективно проигрывают по эффективности вложения средств.

В настоящее время подавляющая часть инвестиций в угольной промышленности (72%) формируется за счет собственных источников. Однако абсолютная величина сформированных финансовых ресурсов является недостаточной для реализации крупных инвестиционных проектов. По этой причине практически все финансовые ресурсы используются на решение текущих задач. Исключением являются инвестиционные программы некоторых акционерных обществ, которые осуществляют крупномасштабные инвестиционные проекты, используя для этого кредитные ресурсы.

Для большинства угольных компаний, особенно с большой долей государственной собственности, доступ к кредитным ресурсам по-прежнему затруднен. Финансовое состояние угледобывающих компаний не соответствует жестким критериям банков. Поэтому инвестиционная политика в угольной промышленности вынуждена ориентироваться на использование средств государственной поддержки.

Средства федерального бюджета выделяются в виде кредита на возвратной основе. Получатель бюджетного кредита должен предоставить гарантии, включая и поручительство органов исполнительной власти субъектов РФ. Платой за кредит является одна третья ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на дату вступления в силу Федерального закона о бюджете страны.

Размещение государственных средств осуществляется по результатам конкурса инвестиционных проектов. Бюджетный кредит направляется на оплату фактически выполненных работ и затрат на приобретение оборудования. Возврат бюджетного кредита и уплата процентов за пользование им осуществляются с момента фактического ввода объекта или его части в эксплуатацию, но не более 5-ти лет.

В текущем году из государственного бюджета по описанной выше схеме будет выделено около 30 млн. долларов США, а в 2001 году эта сумма будет увеличена до 100 млн. долларов США. Кроме государственного кредита собственные и заемные средства составят в текущем году около 250 млн. долларов США.

Однако потребность угольной отрасли в инвестициях значительно выше. В настоящее время минимальная годовая потребность угольных компаний России в инвестициях составляет 500 млн. долларов США.

В соответствии с проектом новой энергетической стратегии России на период до 2020 года угольная промышленность должна почти удвоить объем добычи угля. Минимальная потребность в инвестиционных ресурсах для реализации всей программы составляет около 18 млрд. долларов США. В период до 2005 года угольным компаниям необходимо будет изыскать инвестиций за счет всех источников от 1.7 до 2.3 млрд. долларов США.

В настоящее время приоритетными направлениями инвестиции в угольную промышленность являются:

модернизация и замена оборудования на действующих предприятиях;

строительство разрезов и шахт производственной мощностью до 1.5 млн.т.;

завершение строительства транспортной инфраструктуры в восточной части Кузбасса;

завершение строительства первой очереди морского угольного терминала в "Усть-Луге" для экспорта угля в Западную Европу;

технико-экономическое обоснование разработки Эльгинского месторождения коксующихся углей в Якутии.

Среднесрочная перспектива угольной промышленности связана с программой замещения природного газа на уголь на тепловых электростанциях Урала и Западной Сибири. В августе 1999 г. ОАО "Газпром" известил о своих намерениях сократить поставки природного газа на тепловые электростанции начиная с 2000 г. В 2002 г. это снижение должно достигнуть 30 млрд. м3, что составляет почти четверть от уровня газопотребления в электроэнергетике 1998 года.

Сокращение использования природного газа для выработки электроэнергии потребует дополнительного производства к 2003 году 18-20 млн. т энергетических углей. Кроме того, предполагается начать вытеснение низкокачественных импортных углей из Казахстана в объеме 10-12 млн.т., которые используются на электростанциях Урала и Западной Сибири.

Обеспечение прогнозируемого спроса на угли не может быть обеспечено только за счет использования действующих предприятий. Потребуется строительство новых угольных разрезов и шахт в Кузбассе, Канско-Ачинском бассейне и Восточной Сибири.

Гарантией стабильного спроса на российской уголь в долгосрочной перспективе является планируемое увеличение доли угля в топливном балансе страны с 11 % в настоящее время до 15% к 2020 году. Обеспечение роста ВВП с темпом 5-6% в год требует ежегодного увеличения добычи угля на 5-8 млн. т. Будущее российской экономики в начале следующего тысячелетия в значительной степени будет зависеть и от эффективности угольной отрасли.

Устойчивые тенденции увеличения спроса на коксующиеся угли в отечественной металлургии, стабильный экспорт российских углей и рост внутреннего потребления энергетических углей, предпринимаемые правительством усилия по улучшению общего инвестиционного климата в стране, наряду с реструктуризацией и финансовым оздоровлением предприятий угольной промышленности позволяют надеяться, что значительная часть угольных компаний может стать привлекательными как для отечественных, так и иностранных инвесторов.