Информация, оборудование, промышленность

Праздник армейской авиации в Турции

Праздник армейской авиации в Турции

В Турции впервые отметили праздник, посвященный армейской авиации

В нескольких километрах от кольцевой автодороги, широкой лентой опоясавшей Анкару, по "старому стамбульскому", но вполне современному шоссе, ведущему в прежнюю столицу, слева на возвышении на постаменте застыл военно-транспортный вертолет шестидесятых годов UH-1 "Ирокез". Далее, через несколько сот метров, арка ворот со шлагбаумом, скульптуры расправивших крылья орлов, часовые с "Калашниковыми" из арсеналов бывшей ГДР.

Это Гюверджинлик. Здесь находится Учебный центр и училище авиации сухопутных войск Турецкой Республики.

В метрах двухстах от КПП опять скульптурный орел, но уже большой. На высоком постаменте увековечено изречение Кемаля Ататюрка: "Будущее в небесах". Весь этот учебный комплекс с современной инфраструктурой, огромными ангарами и аэродромом, до отказа заполненными вертолетами и легкомоторными самолетами "Цессна" защитной окраски, словно подтверждает стремление турецкой армии к небесному будущему.

14 мая 2000 года в Гюверджинлике впервые справили праздник армейской авиации. Отметили корпоративно, немноголюдно. Были приглашены, в основном, те, кто имел или имеет отношение к армейской авиации. Всего пришло около двух тысяч человек: ветераны и те, кто и сейчас в строю, члены семей. Был военный оркестр, который демонстрировал одновременно свое искусство и строевую выучку, выступали артисты, фольклорные ансамбли. Был, конечно, и "фуршет" с воспоминаниями. А к памяти у турецких пилотов отношение особое. Это сразу бросилось в глаза: каждый ангар назван именем погибшего летчика.

Если углубиться в историю создания военной авиации Турции, то легко увидеть, что Россия здесь сыграла не последнюю роль. Одними из первых военных самолетов в Турции были советские По-2. Неподалеку отсюда, в Этемизгуде, где ныне каждые два года проходят международные авиационные выставки IDEF и где в прошлом году произвел сенсацию российский ударный вертолет Ка-50 "Черная акула", был построен завод по изготовлению российских планеров. Нельзя не вспомнить и тот факт, что в далекие двадцатые годы именно Россия первой в мире признала правительство Великого национального собрания Турции во главе с Кемалем Ататюрком и оказала ему помощь оружием, военным снаряжением, золотом. Это был первый опыт военно-технического сотрудничества наших стран.

О том, что отношения между Россией и Турцией в этой области сегодня могут выйти на новый, более высокий уровень, напоминала экспозиция международной выставки, которая была развернута в одном из ангаров Учебного центра армейской авиации. Выставки далеко не рядовой. В ней участвовали всемирно известные вертолетостроительные фирмы. Среди них оставшиеся в "коротком списке" претенденты на победу в тендере на поставку ударных вертолетов для сухопутных войск (СВ) Турции: российская фирма "КАМОВ" совместно с израильской "Израиль Эйркрафт Индастриз" (IАI), которая оснащает предложенную камовцами для Турецких СВ двухместную версию "Черной акулы" вертолет Ка-50-2 "Erdogan", американская "Белл Геликоптер Текстрон" и итальянская "Аугуста".

Участники тендера "КАМОВ" и "Аугуста" представили свои машины Ка-50-2 "Erdogan" и А-129 в виде моделей, а американцы свою "Кинг Кобру" вообще на рисованном плакате, поскольку вертолета пока нет в натуре. Кроме того, камовцы продемонстрировали модель легкого многоцелевого вертолета Ка-115, совместная разработка и производство которого предлагается в качестве оффсетной программы.

Цена предстоящего контракта внушительная 4-4, 5 млрд. долларов. Из них половина суммы приходится на оффсетную программу, обязательная часть которой -развертывание лицензионного производства ударного вертолета на турецких заводах, которые после заканчивающегося лицензионного производства американского истребителя F-16, остаются незагруженными. Предлагаемая фирмой "КАМОВ" программа даст работу 80 турецким предприятиям.

Проект "Erdogan" это не только парк превосходных ударно-разведывательных вертолетов для СВ Турции. Для Турции не менее, а в перспективе даже более важна оффсетная часть проекта, решающая задачу создания вертолетостроительной индустрии Турции, способной разрабатывать и серийно производить военные и гражданские вертолеты для потребностей внутреннего и внешнего рынков. В этом отличительная особенность российской программы проекта "Erdogan".

В мире не так много стран, которые могут самостоятельно разрабатывать вертолеты: Великобритания, Италия, Германия, Россия, США, Франция. А между тем, именно вертолетостроительное направление, по оценке авторитетных экспертов, имеет наилучшие шансы в мировой аэрокосмической индустрии в XXI веке. Темпы увеличения объемов перевозимых с помощью вертолетов людей и грузов значительно обгоняют соответствующие показатели для самолетов. Вертолет станет не менее популярным средством передвижения в нынешнем столетии, чем автомобиль в прошлом.

Почему же стремительно развивающейся Турции, обладающей огромной территорией с труднодоступными горными и пустынными районами, не стать вертолетной державой с собственной вертолетной промышленностью?

Ключом к созданию национальной вертолетостроительной промышленности станет лицензионное производство на турецких заводах вертолета Ка-50-2 "Erdogan", которое предусмотрено "прямым оффсетом" проекта "Erdogan". Развернув лицензионное производство, Турция сможет самостоятельно изготовлять не только вертолеты, но и основные их системы. Производство некоторых из них сопоставимо с целой отраслью. В первую очередь это относится к вертолетным двигателям. Турция станет сначала производителем, а потом и разработчиком двигателей. Это уже показатель мирового класса авиапромышленности.

10 мая участники тендера сдали в тендерный комитет свои последние предложения, с учетом замечаний турецкой стороны. 2 3 июня должны быть подведены итоги конкурса. Но не исключено, что его срок будет продлен и потребуются новые версии предложений. Турки не торопятся с решением. Задача не простая. С одной стороны, они понимают, что Ка-50-2 значительно превосходит своих конкурентов. Заманчивы и оффсетные предложения. Но, с другой стороны, все ударные вертолеты в их сухопутных войсках из семейства "Кобр".

По данным турецкого журнала "Савунма ве халаджылык" (английский подзаголовок -Defence and Aerospace), в 1990-95 гг. сухопутным войскам Турции было поставлено 54 ударных вертолета из серии "Кобра" американской фирмы "Белл". В настоящее время их осталось 51 (9 машин AH-1W "Супер Кобра", 28-АН-1Р, 8-АН-1S, 6 учебно-тренировочных вертолетов ТАН-1Р). Чтобы увеличить парк ударных вертолетов, турки обратились к США с просьбой модернизировать поставленные до 1990 года вертолеты АН-1Р. После оценки их технического состояния, американцы отказались от этого предложения. После такого ответа турецкая сторона, высказала пожелание дополнительно закупить десять вертолетов AH-1W "Супер Кобра". Но Конгресс США наложил вето. Вот тогда Турция приняла решение объявить тендер.

Американский AH-64D "Апач" фирмы "Боинг" и еврокоптеровский "Тигр" сошли с дистанции по причине дороговизны. Но фирма "Белл" держится за будущий контракт мертвой хваткой. В ход идет и политико-экономическое давление со стороны США. В общем, задача со многими неизвестными.

Тем не менее, объективные шансы фирмы "КАМОВ" на победу в тендере реальны.

Камовский стенд посетил начальник управления доктрин и обучения командования СВ Турции корпусный генерал Баха Тюзюнер в сопровождении начальника училища бригадного генерала Наджи Каракайя. Они беседовали с приехавшим на выставку генеральным конструктором фирмы "КАМОВ" Сергеем Михеевым. Генералы высоко отозвались о русском боевом вертолете и о российской программе в целом.

Хотя у СВ Турции пока нет российских вертолетов (чувствуется давление НАТО), но они есть у жандармерии. В 1995 году МВД Турции было поставлено Казанским заводом 19 вертолетов Ми-17. Из них два в санитарном варианте. Они оснащены новейшим медицинским оборудованием, позволяющим делать на борту сложные коронарные и нейрохирургические операции. О надежности и эксплуатационных качествах российских машин ходят легенды. За прошедшее время ни разу не понадобились специалисты по двигателю и электромеханике. Три вертолета были переоборудованы в VIP-вариант для командующих округов. Все это работает на имидж российской авиационной техники.

Праздник в Гюверджинлике закончился полетами. Имитировалась высадка вертолетного десанта с предварительной атакой ударных вертолетов. Завершился праздник индивидуальным вертолетным пилотажем. Мы присутствовали при рождении новой традиции. Почему бы и в нашем Отечестве не ввести празднование Дня армейской авиации? Повод для этого есть.